Жанна д'Арк
Никому не известной девушке-пастушке явился во сне дух и заявил, что она должна спасти родину. Собрав отряд, Жанна д'Арк повела его на врага. В мае 1429 года она освободила город Орлеан, за что ее окрестили Орлеанской Девой.
1429 год.... Во Франции шел 82 год Столетней войны с Англией. Казалось, ничто уже не может остановить английских захватчиков. Но вот среди народа прошел слух, будто волшебник Мерлин предсказал: "Явится девственница (дева) с топором в руке и спасет всех". Пророчество сбылось в точности. Этой девой была 17-летняя Жанна д'Арк. Она родилась в 1412 году в поселке Домреми в семье деревенского старосты. Каким образом крестьянская девушка сумела собрать под свое знамя лучших рыцарей и откуда у нее взялись воинские таланты? Существует немало версий о происхождении Жанны д'Арк.
Французский ученый и исследователь Робер Амбелен в своей книге "Драмы и секреты истории" утверждает, что Жанна была незаконнорожденной дочерью королевы Франции Изабеллы Баварской. В качестве доказательства исследователь приводит следующие рассуждения и факты.
Жанна была осыпана почестями еще до того, как совершила свои подвиги. Во-первых, она имела свой боевой стяг, что по тем временам было немалой привилегией. Во-вторых, у нее были золотые шпоры, что дозволялось только рыцарям, в-третьих, у нее была своя свита и свой штаб из знатных дворян, которые ни при каких условиях не пошли бы в подчинение простолюдинке - другое дело служить хоть и незаконнорожденной, но принцессе королевских кровей.
И никакие политические ухищрения не заставили бы короля Франции отдать Жанне меч Бертрана дю Геклена, который она затребовала, явившись ко двору. Геклен был известнейшим рыцарем, прославившимся многочисленными подвигами. И его меч, хранившийся в королевском дворце, считался подлинной реликвией. Но так как меч был завещан покойному герцогу Орлеанскому (который, по мнению Амбелена, являлся отцом Жанны), то оружие выдали деве без возражений - как-никак законная наследница.
Когда королевский медик провел процедуру проверки на девственность (чтобы подтвердить соответствие пророчеству Мерлина), Жанна потребовала еще одно орудие из предсказания - боевой топор. Он был изготовлен специально для нее лучшими мастерами. И, что примечательно, на лезвии была выгравирована буква "J" с маленькой короной наверху. В аббатстве Сен-Дени имеется плита с изображением д'Арк в доспехах и с топором, на котором можно разглядеть эту самую букву "J" с короной.
Насколько можно верить историческим изысканиям Амбелена? Трудно судить. Существуют и другие объяснения странностей, которые действительно просматриваются в истории Жанны. Американский парапсихолог Дж. Уокер утверждает, что все загадки судьбы д'Арк становятся понятными если допустить, что Жанна от рождения обладала паранормальными способностями.
Амбелен, кстати, объясняя успехи Жанны ее высокородством, тоже не отрицает ее ясновидческого дара. По его мнению, это необыкновенное свойство перешло к девушке от отца - Луи Орлеанского, который, как известно, обладал способностью прозревать будущее - он а точности "увидел" картину своей смерти задолго до убийства и в деталях описал ее друзьям. Правда, у герцога Орлеанского этот дар прорезался уже в зрелом возрасте. А у Жанны "контакты" начались еще в детстве.
Как свидетельствуют летописцы, странности с девочкой начались после того, как она... попала в гости к феям. Возле деревни, где она жила, раскинулся лес Шеню, где на берегу Смородинового ручья, согласно местным преданиям, росло дерево фей. Жанна любила гулять в этих местах. И однажды, вернувшись домой, она рассказала родителям, что возле старого бука перед ней открылась дверь в волшебную страну. Маленькую девочку принимала сама королева фей и предсказала ей великое будущее. С той поры Жанну регулярно стали посещать странные видения и голоса...
В воспоминаниях современников Жанны д'Арк то и дело проскальзывают намеки на сверхвозможности девушки. Очевидцы описывают, как некий всадник при виде девы в доспехах выругался, на что Жанна предсказала ему быструю кончину. Так вскоре и случилось. Во время одной из битв д'Арк предупредила соратника, чтобы тот отошел в сторону, иначе его поразит пушечное ядро. Рыцарь отошел, на его место встал другой и тут же был убит.
Очевидно, Жанна обладала и способностью к гипнозу. Ее голос, как вспоминали современники, буквально завораживал воинов перед битвой настолько, что они бросались даже в заведомо неравную схватку, не ведая страха, а некоторые при этом не испытывали даже боли от ран, продолжая сражаться, уже будучи смертельно раненными. Воины приписывали это божественному покровительству. Дар ясновидения тоже был секретным оружием Жанны дАрк, - считает Дж. Уоркер. - И, судя по всему, ее способности в этом были действительно колоссальны. Сверяя свои поступки с внутренними голосами, она ни разу не ошиблась в прогнозах, блестяще выигрывая одну битву за другой. Битва при Потэ, которую провела юная главнокомандующая, вошла в историю как одна из самых блестящих побед французского оружия, со стороны англичан в ней участвовало около пяти тысяч бойцов, со стороны французов - едва полторы тысячи. Но, несмотря на численное превосходство, англичане потерпели сокрушительное поражение - они насчитали убитыми две с половиной тысячи человек, остальные спаслись бегством или попали в плен. Во французском же войске потери составили всего... десять человек. "Это было похоже на чудо! - восхищались современники Жанны. - Дева словно заранее знала ход сражения, безошибочно посылая отряды в самые опасные точки..."
Загадочные голоса предупреждали Жанну буквально обо всем. Даже о том, что ей предстоит попасть в руки врагов она узнала заранее, о чем и предупредила своих друзей. События развивались так.
Войско Жанны готовилось к боевой вылазке. Перед этим в приходской церкви Сен-Жак прошла служба. Когда девушка стояла на коленях, на нее накатилась волна безысходной тоски. Друзья Жанны замерли, едва она качнулась с закрытыми глазами - так всегда бывало, когда к ней приходило видение. Очнувшись, дева сказала: "Меня продали и предали... Я знаю людей, которые сделали это. Я ничем больше не смогу помочь вам, ибо скоро буду отдана в руки смерти!"
Командиры просили Жанну отложить атаку. Но она отказалась. И вскоре во время схватки ее взял в плен бургундский лучник. Предугаданное предательство тоже свершилось - капитан Гильом Флави приказал закрыть ворота и поднять разводной мост крепости, из которой вышел отряд Жанны. И рыцари, которые в ней еще оставались, не смогли прийти на подмогу д'Арк.
Слухи о загадочном даре Жанны, безусловно, дошли и до ее врагов. И поэтому неудивительно, что те прежде всего обвинили ее в колдовстве. Святые отцы и представители инквизиции долго пытали д'Арк, все выспрашивали, что это за голоса помогали ей в трудную минуту? Мучительные допросы продолжались не один месяц...
Был момент, когда измученная девушка тяжело заболела. Лекарь, срочно приведенный к ее тюремной постели, лишь развел руками, мол, медицина бессильна. Но произошло чудо. Вновь на Жанну нахлынули замолчавшие было голоса, и через два-три дня она полностью поправилась от лихорадки - неизлечимой по тем временам болезни.
Когда "ведьму" возвели на костер и казнили, снова произошло невероятное. В куче угля и пепла обнаружилось совершенно нетронутое сердце девушки. Со всеми предосторожностями его отнесли на берег Сены и бросили в холодную воду. Это произошло 30 мая 1431 года. Такова официальная версия жизни и смерти Жанны д'Арк. Однако в рамках этой версии невозможно объяснить цепочку дальнейших таинственных событий. В течение нескольких месяцев после кровавой казни в Руане один за другим скончались все свидетели обвинения и судьи: епископ Филибер де Сатиньи, Пьер Луазалер, Николя де Ру - от сердечных приступов, Жак д'Эстиве - утонул в болоте, следователь Ледонтейн и главный инквизитор Жак ле Мейер - вообще бесследно исчезли.
Обладала ли Жанна спонтанным даром или вполне сознательно пользовалась им? Свидетельств этого не сохранилось. Но можно предположить, что у нее были учителя, развившие ее необыкновенные способности. Один из них маршал Франции Жиль де Ре, бывший сподвижником д'Арк во многих ее походах. На некоторых картинах, изображающих коронацию Карла VII, Жанна стоит по правую руку, а Жиль де Ре - по левую. Так вот, этот маршал был также известным алхимиком, знатоком древних эзотерических знаний, вполне мог превратить чудесный дар Жанны в реальное и грозное оружие. Не за это ли вскоре после смерти Жанны был схвачен инквизицией и Жиль де Ре? Его тоже обвинили в колдовстве и отправили на костер.
Была ли Жанна принцессой Франции? Возможно... Но куда важнее, является тот факт, что исследователи признают сегодня паранормальные возможности этой легендарной женщины. Ведь воистину это, пожалуй, единственный достоверно известный случай, когда дар ясновидения использовался в масштабах военных действий и при этом с неизменным успехом. Что касается того, будто умение прозревать будущее относится к колдовским силам, как считают некоторые - ведь назвала же инквизиция Жанну Орлеанскую ведьмой! - то хочется напомнить, что церковь полностью реабилитировала д'Арк, причислив ее в 1920 году к лику святых.
ЖИЗНЬ ПЕРВАЯ. НАРОДНАЯ ГЕРОИНЯ
Вкратце о том, что говорится в каноническом варианте этой истории. Жанна Д'Арк, родившаяся в семье деревенского старосты в селении Домреми во время Столетней войны, рано осознала свое призвание. Однажды она услышала голоса святых Маргариты и Екатерины, которые сообщили девушке, что именно ей предстоит спасти Францию от английского нашествия. Жанна покинула родной дом, добилась встречи с дофином Карлом VII и стала во главе французского войска. Она освободила несколько городов, в частности Орлеан, после чего начала именоваться Орлеанской девой. Вскоре Карл VII был коронован в Реймсе, а Жанна одержала еще ряд важных военных побед. 23 мая 1430 года во время вылазки близ города Компьен отряд Жанны был взят в плен бургундцами, которые передали ее герцогу Люксембургскому, а тот, в свою очередь, англичанам. Ходили упорные слухи, что Жанну предали приближенные Карла VII.
В январе 1431 года в Руане начался процесс над Жанной Д'Арк. Инквизиция выдвинула 12 статей обвинения. В это время в Париже королем французским и английским был провозглашен Генрих VI. Суд над Жанной был призван доказать, что Карла VII возвела на трон еретичка и колдунья. Процесс вел епископ Пьер Кошон, который еще до начала суда подверг Жанну медицинскому освидетельствованию, дабы установить, что девушка не невинна, что она вступила в связь с дьяволом. Но осмотр показал, что Жанна девственна, и суду пришлось отказаться от этого обвинения. Процесс, полный каверзных вопросов и ловушек, в которые по замыслу инквизиторов должна была попасться Жанна, продолжался несколько месяцев. Наконец 29 мая 1431 года судьи вынесли окончательное решение о том, что подсудимая передается в руки светских властей. Ее приговорили к сожжению на костре. Жанне в то время был всего лишь 21 год.
30 мая 1431 года приговор привели в исполнение. Дощечка на столбе, к которому привязали девушку, гласила: "Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка". Казнь проводилась при большом стечении народа, эшафот оцепили шеренги английских солдат. Через 25 лет после гибели Жанна Д'Арк была реабилитирована и признана национальной героиней, а в XX веке католическая церковь провозгласила ее святой. Однако слухи о том, что на самом деле Жанна Д'Арк не умерла на костре, а спаслась, начали ходить в народе сразу же после казни.
ЖИЗНЬ ВТОРАЯ. ВЕРНАЯ СУПРУГА И ДОБРОДЕТЕЛЬНАЯ МАТЬ
По одной из легенд, которая, в частности, излагается в книге Черняка "Судебная петля", Жанна Д'Арк не только избежала гибели, но и остепенилась, вышла замуж за некого Робера Д'Армуаза и родила двоих сыновей. Потомки этого Д'Армуаза до сих пор считают себя родственниками Жанны и утверждают, что их досточтимый предок ни за что бы не женился на женщине, которая не предоставила бы ему подлинных документов, удостоверяющих свое происхождение. Люди, знавшие настоящую Жанну, - в частности, ее братья из селения Домреми и воевавшие вместе с ней солдаты - были твердо убеждены, что это она и есть. Один их этих вояк, хорошо знакомый с Девой со времен осады Орлеана, дружил с господином Д'Армуазом и тем не менее не усомнился в том, что его жена - та самая Жанна.
Впервые Жанна Д'Арк, или, как ее теперь называли, Жанна Д'Армуаз, возникла на горизонте лет через пять после своей трагической гибели. В 1436 году брат Жанны Жан дю Ли то и дело передавал письма своей сестре и ездил к ней в город Арлон (записи о расходах сохранились в счетной книге Орлеана). Известно, что эта таинственная дама жила в Арлоне, где вела бурную светскую жизнь, затем - в Кёльне, а позже из-за политических интриг снова вернулась в Арлон. В 1439 году чудом воскресшая Жанна объявилась в Орлеане. Судя по записям той же счетной книги, жители освобожденного ею города приняли Жанну Д'Армуаз более чем радушно. Ее не только узнали - в ее честь знатные горожане дали торжественный обед, а в подарок преподнесли 210 ливров: "за добрую службу, оказанную ею указанному городу во время осады". Кроме того, существуют косвенные доказательства, что в это время в Орлеане, возможно, находилась и мать настоящей Жанны Д'Арк Изабелла Роме. Могли ли все эти люди, прекрасно знавшие Жанну Д'Арк, впасть в коллективное заблуждение?
Воскресшую Жанну хорошо встречали в Type, деревне Гранд-оз-Орм и еще в нескольких городах и деревнях. В 1440 году она посетила Париж. Но в этом случае восторг по поводу чудом спасшейся Жанны не входил в планы властей. По дороге в Париж Жанну Д'Армуаз арестовали, объявили самозванкой и выставили у позорного столба. Она раскаялась в том, что присвоила себе имя Девы, и была освобождена. Говорят, после смерти Робера Д'Армуаза эта Жанна еще раз вышла замуж, а в конце 50-х годов почтенной даме пожаловали официальное прощение за то, что она посмела называться Орлеанской девственницей.
Естественно, все это утверждало современников в мысли, что в Руане была сожжена вовсе не Жанна Д'Арк, а совсем другая женщина. Это, в частности, сообщал в своем дневнике один из очевидцев казни, некий парижский буржуа. Вспоминали в народе и то, что во время казни лицо осужденной было закрыто колпаком или чепчиком, что палач Руана Жофруа Терраж отчего-то не узнал Жанну, что жители, пришедшие поглазеть на казнь, толком не могли ее разглядеть. Глухое оцепление из 800 солдат не подпускало их к эшафоту и даже окна ближайших домов власти Руана приказали закрыть деревянными ставнями. Тело зрителям позволили увидеть лишь после того, как палач загасил огонь: оно было обуглившимся до неузнаваемости. Останки Жанны не погребли, а сбросили в реку. Вообще, на этом суде лежала печать таинственности и какой-то странной невнятности. Судебные процедуры во время процесса проводились с явными нарушениями. Когда через 25 лет после казни началась реабилитация Жанны, помощник главы судебной власти заявил, что ни глава, ни он сам не выносили Орлеанской деве никакого приговора. К тому же ни один из участников суда не смог с точностью рассказать о том, как проходили процесс и казнь: одни сообщили, что ничего не видели, другие - что ничего не помнят, а третьи - что покинули Руан еще до вынесения приговора. И даже сама дата казни оказалась не вполне точной: современники и историки называли не только день 30 мая, но и 14 июня, 6 июля, а то и февраль 1432 года.
ЖИЗНЬ ТРЕТЬЯ. ФРАНЦУЗСКАЯ ПРИНЦЕССА
Согласно еще одной легенде Жанна Д'Арк была не дочерью крестьян, а незаконнорожденным ребенком королевы Изабеллы, сводной сестрой короля Карла VII. Потому, собственно, и выжила. Эта версия могла бы многое объяснить. В частности, то, каким образом простая девушка заставила Карла VII не только принять и выслушать себя, но и поверить, что именно она спасет Францию. Поговаривали, будто незнакомая селянка открыла дофину какую-то важную тайну. Разные исследователи находили странным, что Жанна была до мелочей осведомлена о политической ситуации в стране, что она с детства владела боевым копьем (привилегия исключительно дворян, возведенных в сан рыцарей), говорила на чистом французском языке без провинциального лотарингского акцента и столь небрежно, безо всякого почтения общалась с коронованными особами. Легенда о том, что Жанна Д'Арк называлась Орлеанской девой не только из-за освобождения Орлеана, но и из-зa причастности к королевскому Орлеанскому дому, возможно, имеет под собой некоторое основание. Дело в том, что королева Изабелла в 1407 году действительно родила незаконного ребенка (его отцом, по-видимому был герцог Людовик Орлеанский), который вскоре умер. Могилу и останки этого младенца, чей пол не был отражен в исторических хрониках того времени, обнаружить не удалось. В подробном труде по истории Франции, увидевшем свет в XVIII веке, этот ребенок назывался сначала Филиппом, а в нескольких последующих переизданиях - Жанной.
Имеются существенные разночтения и в том, сколько же на самом деле лет было Жанне Д'Арк, когда она взошла на костер. На допросах она однажды указала свой возраст ("примерно 19 лет"), а в другой раз затруднилась ответить на этот вопрос. Между тем когда Жанна только познакомилась с Карлом VII, то сообщила, что ей "три раза семь лет". То есть она была несколько старше своего канонизированного возраста и вполне могла оказаться тем самым внебрачным ребенком королевы Изабеллы.
Кроме того, кажется странным, что во время судебного следствия Жанна нигде не называет своей фамилии. Автор исследования "Судебная петля" Е. Б. Черняк упоминает, что Орлеанская дева почему-то совсем не хотела называть своих родителей. Только через месяц с лишним девушка заявила, что ее отцом является Жак Д'Арк, а матерью - Изабелла Роме. "Однако, - пишет историк, - это был единственный день, когда допрос велся неофициально и Жанна не присягала давать правдивые показания". Кстати, отец и мать Жанны не были приглашены на важнейшее событие в жизни дочери - коронацию Карла VII в Реймсе, да и вообще после ухода Жанны из семьи будто забыли о ее существовании.
Тот же исследователь сообщает, что Жанну дважды подвергали медицинскому освидетельствованию. И оба раза осмотр проводили весьма высокопоставленные особы: сначала королевы Мария Анжуйская и Иоланта Арагонская, позже - герцогиня Бедфордская, родная тетя Карла VII. "Надо только представить сословные различия в средневековом обществе, - восклицает автор, - чтобы понять: честь, которой удостоилась Жанна, не могла быть оказана простой пастушке".
Зачем же нужно было прятать внебрачного королевского ребенка в деревне Домреми? По-видимому, чтобы в нужный момент она вышла на политическую арену и сделала то, что должна была совершить: освободила Орлеан, короновала Карла VII, победоносно воевала против англичан. Возможно, именно эти вполне конкретные задачи ставили перед ней "голоса" (или гонцы политически активной королевы Иоланты, вскоре ставшей покровительницей Жанны?). Возможно также, что эта Жанна Д'Арк сообщалась с Третьим францисканским орденом - организацией, которая, по слухам, оказывала значительное влияние на английскую политику. Так кто же была Жанна Д'Арк: гениальный самородок, чувствовавший себя на равных с августейшими особами, или девушка, в чьих жилах текла голубая кровь? Сгорела она на костре или бежала, найдя убежище у своих сторонников, укрывшись, допустим, в замке герцога Бедфордского? Или, может, ее сводный брат король Карл VII предпочел интересы политики голосу крови и предал несчастную Жанну? Вряд ли мы когда-нибудь это узнаем. В любом случае очевидно: Жанна Д'Арк была фигурой, на которой сошлись политические и религиозные интересы того времени...
В ОГНЕ НЕ ГОРИТ
Слухи о том, что настоящая Жанна д’ Арк не сгорела в костре инквизиции в Руане в 1431 году, всегда ходили во Франции. И во времена Столетней войны, героиней которой стала Орлеанская Дева, и после. Слухи совсем не беспочвенные.
В счетной книге города Орлеана есть записи, свидетельствующие, что через пять лет после казни брат Жанны… переписывается со своей сестрой, ездит к ней «в Люксембург» и получает деньги на почтовые и дорожные расходы.
В 1936 году (напомним, в плен Жанна попала в 1430-м, казнена в 1431 году) ликующий Париж встречает Жанну по фамилии д’ Армуаз, окруженную легендарными высокопоставленными военными из отряда Орлеанской Девы. Несколько видоизмененная фамилия почему-то не смущает парижан: воительницу встречают именно как ту самую, живую Орлеанскую Деву, чудом спасшуюся.
ЧУДОМ СПАСШАЯСЯ ИЛИ САМОЗВАНКА?
Сначала историки заподозрили, что имя Жанны использовала некая самозванка. Что ж, и в нашей истории известны самозванцы. При этом чудо спасения было основным мотивом черных пиаровских технологий тех лет. Лжедмит-рий I (Гришка Отрепьев, объявивший себя чудом спасшимся сыном Ивана IV Грозного) в начале шестисотых годов даже царствовал на Москве, пока не был убит боярами-заговорщиками.
После него на московский трон претендовал «Тушинский вор», выдававший себя уже за чудом спасшегося Лжедмитрия I.
Действительно, как в те времена было отличить настоящую деву от лже-Девы и распознать, уличить самозванку? Ведь прессы и телевидения не было, внешности Жанны в Париже никто не знал.
Но далее происходит событие, на которое самозванка просто не решилась бы. Жанна едет в Орлеан, где ее в лицо помнил буквально каждый житель. Ведь десять лет назад Жанна освобождала Орлеан от осады и стала Орлеанской Девой. Кроме обывателей, в Орлеане жили сподвижники Жанны, освободители Орлеана, участники многих совместных военных походов.
Они бы заметили подмену, тем более что Жанна не сидела затворницей в замке, а принимала участие в многочисленных светских приемах, устроенных в ее честь.
В той же счетной книге Орлеана есть запись о сумме в 210 ливров, подаренной Жанне в 1439 году (через восемь лет после сожжения?) за то, что она сделала для Орлеана во время войны.
Самое удивительное, что (по данным историка Ж. Пема) в это же время в Орлеан приезжала мать Жанны. Вряд ли она могла не отличить собственную дочь от самозванки. Даже король Франции приурочил свой визит в Орлеан к приезду Жанны. Высшее лицо страны не могло не знать лично легендарную героиню своей страны.
К тому же еще при жизни Жанны описана ее внешность и приметы, которые вкупе в те времена, в отсутствие пластической хирургии, скопировать было очень трудно: рост менее полутора метров, темное родимое пятно за ухом, шрамы — следы ран — в определенных местах тела.
Следовательно, через несколько лет после процесса по обвинению в ереси, который проходил в оккупированном англичанами Руане, и казни «ведьмы» по приговору епископа Кошона, реальная Жанна, не сгоревшая в костре инквизиции, узнанная всеми, кто ее знал, свободно разъезжает по Франции, встречается с родственниками, соратниками и королем. И даже вновь отправляется на фронт.
ВЕДЬМА? СВЯТАЯ? ИНОПЛАНЕТЯНКА?
По записям процесса (инквизиторы четко вели документацию) известно о голосах, всю жизнь сопровождавших Жанну. Жанна утверждала, что с ней говорили Михаил-архангел и святые Екатерина и Маргарита. Именно они побуждали ее к действию.
Есть также немало документальных доказательств дара предчувствия, пророчества, которым обладала Жанна. И это также ни для кого не было «тайной за семью печатями».
Поэтому, когда Жанна «воскресла», в обществе появились разные слухи и толки. Некоторая часть людей считала, что связь ведьмы Жанны с нечистой силой так велика, что это помогло ей не сгореть в пламени. И это доказывало верность приговора инквизиции и обвинения в ереси и ведьмовстве. Но таких людей было немного.
Большинство считало Жанну патриоткой и святой, которую спас из огня (от несправедливого приговора суда) сам Господь.
Позже, уже в наше время, появились новые догадки. Например, о неземном происхождении Жанны и, как следствии этого, о ее необычных способностях.
Либо о том, что она находилась в постоянном контакте с пришельцами, которые и помогли ей в трудную минуту, остудили костер или придали ей самой невероятные способности и не дали сгореть за-живо.
СТРАННОСТИ ПРОЦЕССА
Как известно из тех же документов процесса, он был очень странным для свирепой средневековой инквизиции: необычайно мягким. Суд длился около года, и за все это время ни разу к Жанне не были применены пытки.
Просто милосердием это объяснить невозможно, так как в то же самое время по простому навету садистским мучениям, недаром сравниваемым с муками ада, церковники-палачи подвергали массу народу разного пола и возраста. И никакой жалости и сочувствия к старости или малолетству, заслугам и т. д.
Почему же Жанне — столь исключительные привилегии? Почему епископ Кошон — известный очернитель Жанны — явно затягивал процесс, «не замечал» многого из материалов дела, даже не настаивал на ответах подсудимой на некоторые вопросы, а многие важные вопросы сам «деликатно» не задавал?
Какие силы, земные или неземные, темные или небесные, диктовали прелату, как себя вести?
По-видимому, земные. Кошон выполнял политический заказ. Дело в том, что Жанна была символом и знаменем королевского войска французов. В те времена самым лучшим, чтобы лишить короля трона и власти, было признать его ставленником нечистой силы. Так что процесс по обвинению Жанны на самом деле метил в августейшую особу.
Церковь словно знала, что именно Карл VII Французский (1403—1461), коронованный в 1422 году при содействии Жанны д’ Арк, не только закончит Столетнюю войну (1337—1453), но и добьется определенной независимости от папства.
ГОЛУБАЯ КРОВЬ
У Кошона была трудная задача. Англичане требовали сожжения Орлеанской Девы, а Карл, официально тоже делающий казни еретички, на самом деле требовал спасения Жанны и подключил к процессу все политические силы двора.
Почему такая двойственность в поведении короля? Потому что Жанна, скорее всего, была ему… сводной сестрой.
У многих историков есть предположение, что Жанна — плод тайной любви Изабелла Баварской — королевы, погубившей Францию. Ты где-то в 1407 году тайно родила дочь, якобы вскоре умершую.
Из многочисленных легенд о Жанне известно, что простая пастушка смогла не только пробиться к королю. Переодевшись в придворное платье, простая сельская барышня почему-то не привлекла внимания отсутствием манер и прочего, сама нашла короля, представилась ему наедине, тайно, после чего он облобызал «пастушку». Кстати, «пастушка» была образована, знала придворный этикет, прекрасно владела длинным копьем — оружием исключительно дворянским (сейчас с этим можно сравнить только горные лыжи, дельтапланеризм и т. п.).
Но почему король просто не признал сестру? Тут надо отметить разницу менталитетов русских и французов.
Наш донской казак Емельян Пугачев, предводитель крестьянской войны, действовал под именем императора Петра III. И Степана Разина в свое время называли народным царем…
Для Франции же больше подошла (с пропагандистской точки зрения) юная народная воительница, действующая наравне с королем.
Очевидно, этим и объясняется мягкость процесса. Ведь все августейшие особы Европы — родственники.
ТАЙНА ВОЗМОЖНОГО СПАСЕНИЯ ЖАННЫ
Многие считают, что Жанна была в почетном плену у своей тетки герцогини Люксембургской. Как бы то ни было, похоже, все участники этого спектакля знали, что имитировать процесс необходимо, но реального сожжения Орлеанской Девы не будет.
По другой версии (так как Жанне, заточенной в Руанском замке, не возбранялось принимать посетителей), кто-то из ее друзей вполне мог подготовить побег.
Уже в наши дни, в 1995 году, были обнаружены остатки подземного хода, куда-то ведущего из того самого Руанского замка, в котором томилась Жанна. Возможно, именно по нему был осуществлен побег. Возможно, даже не побег, а почетная капитуляция.
ДЕВА ВЫХОДИТ ЗАМУЖ
Многие французские историки считают, что после достижения с англичанами договора (взаимовыгодного) о несожжении Жанны и инсценировки казни она должна была (по условиям договора) жить вне Франции и не воевать против англичан.
Есть данные, что Жанна, исполняя условия договора, после собственной «казни» жила в Лотарингии, где вышла замуж за Робера д’ Армуаза де Тиммона.
Сохранились копии брачного контракта, есть данные, что свидетелями на свадьбе были соратники Девы.
Так что д’ Армуаз — всего-навсего новая, по мужу, фамилия Жанны д’ Арк.
ГРАЖДАНСКАЯ КАЗНЬ
Мало кто знает, что в жизни Жанны было еще одно ужасное событие. Уже будучи замужем, после изменившейся политической обстановки в 1440 году Жанна посещает Париж, где ей готовят пышную церемонию встречи.
Но брат-король не смог сдержать зависти, видя любовь народа к Жанне, а не к нему, королю. Если до сих пор он всячески подчеркивал свою причастность к спасению Орлеанской Девы (хотя многие обвиняли его в обратном), то теперь он решил единолично присвоить все лавры, а Жанну объявить самозванкой. Пусть лишь светлая память о погибшей на костре патриотке останется в сердцах французов. Свою славу король не захотел делить ни с кем.
Торжества отменили, Жанну арестовали и выставили у позорного столба как авантюристку и самозванку. Она была публично выпорота и признала себя самозванкой. После экзекуции Жанну сослали в поместье мужа.
Случившееся могло произойти только в Париже, где Жанну мало кто знал лично. В Орлеане ей не пришлось бы отрекаться от самой себя.
Известно, что в последующие годы король не раз тайно бывал в имении д’ Армуз. Гостил у сестренки, которой просто дал понять, что надо знать свое место…
Сразу после смерти Жанны (и ее мужа) по воле короля и распоряжению папы Римского начинается знаменитый реабилитационный процесс, проходивший в Париже и Руане с 1455 по 1456 год и восстановивший доброе имя Орлеанской Девы.
ДВОЙНИК ОРЛЕАНСКОЙ ДЕВЫ
Двойники у представителей политической элиты были всегда. Особой огласке это никогда не предавалось. Но и не отрицалось, как само собой разумеющееся. И в наше время институт двойников себя не исчерпал.
Многие французские исследователи полагают, что канонизированной католической церковью в 1920 году Орлеанской Деве в свое время удалось избежать костра инквизиции.
Судя по всему, за нее в 1431 году в Руане была сожжена какая-то другая женщина.
Кто она? Двойник-доброволец, знавший, что по долгу службы может и умереть под чужим именем? Или просто никак не связанная с Жанной несчастная женщина, которую просто принесли в жертву, чтобы спасти оригинал?
Это так и останется тайной. Ясно пока, что вместо Жанны на костер пошла другая женщина.
Об этом говорят многие факты. Странно, что при строжайшей дисциплине и скрупулезности инквизиторов нет записи о расходах конкретно на казнь Жанны д’ Арк. В то время как записи о денежных суммах на дрова и прочий «антураж» для других казней наличествуют.
Похоже, действительно было сделано, все, чтобы никто не мог разглядеть, кого именно ведут на помост. Его оцепили английские солдаты, к тому же осужденной закрыли лицо.
Правда, во время процесса Жанну вряд ли мог видеть кто-то, кроме инквизиторов, так что предо-сторожность была излишней. Но она была.
Когда уже все свершилось, толпе было предложено убедиться в том, что еретичка сожжена: палач разгреб еще горящие головешки. Желающие действительно могли видеть обуглившийся труп. Но чей он, сказать было решительно невозможно.