Вверх страницы

Вниз страницы

Форум Общения Беседка

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Общения Беседка » Искусство и культура » Великие русские художники.>>Творчество и биография.


Великие русские художники.>>Творчество и биография.

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

http://s53.radikal.ru/i141/0901/25/4926f009b4ba.jpg

Василий Дмитриевич Поленов - живописец, мастер пейзажа, архитектор, музыкант
(1844, 20 мая, Петербург - 18 июля, 1927, Усадьба Борок, Бёхово)

"Я искренно желал сделать искусство доступным и интересным народу. Это было одной из главных задач моей работы, и это побудило меня в начале моего художественного поприща присоединиться к Товариществу передвижников, так как оно основалось и сплотилось именно на этом принципе." (Поленов В.Д.)

Учился в Петербургском университете и Академии Художеств у А.Бруни и Т.А.Неффа. В 1871 году одновременно получил диплом юриста и золотую медаль, и звание классного художника за картину «Воскрешение дочери Иаира». Через год Поленов отправился в четырехлетнее путешествие по Европе. Если в ранний период художник писал картины на исторические темы и портреты, то знакомство с европейским искусством, особенно французским, расширило его художественные горизонты: Поленова все больше влечет пейзаж, пленэрная живопись. По возвращении в Россию на XII выставке Товарищества Передвижников он представил первую свою пейзажную работу «Московский дворик» (1878). На картине предстает уголок старой Москвы, откуда открывается вил на церковь Спаса на Песках, расположенную на одной из улиц Арбата. Предполагают, что художник увидел свой «Московский дворик» из окна квартиры в Трубниковском переулке, куда незадолго до этого переехал. Поиски необычного в обыденном привели Поленова к созданию образа полного покоя и умиротворенности, несущего ощущение радости повседневного бытия. Картина, написанная яркими живыми красками, перелает светлое чувство художника, любующегося московскими двориками и салами, их традиционным деревенским бытом. Потом последовали «Заросший пруд» (1879), «Бабушкин сад» (1878) и «Ранний снег» (1891), необычайно поэтичные картины, в которых художник тонко соединил свежесть пленэрного восприятия и столь характерное для русского искусства ощущение созерцательного покоя и уюта. Поленов первый среди художников ввел в русский пейзаж чистые яркие цвета, свободный легкий мазок, цветную светотеневую контрастность, непосредственность пленэрного взгляда. Все это он сумел передать своим ученикам, среди которых были Левитан и Коровин. Помимо пейзажной живописи мастер обращался и к библейским сюжетам («Христос и грешница», «На Тивериадском (Генисаретском) озере», обе 1888), много работал в области театрально-декорационного искусства. В 1926 году незадолго до смерти Поленову было присвоено звание народного художника Республики.Персональный сайт Поленова - vasily-polenov.ru.

http://s55.radikal.ru/i150/0901/15/d1da6353b35d.jpg
Бабушкин сад, 1878
http://s41.radikal.ru/i092/0901/39/14d139d0643b.jpg
Сказитель былин Никита Богданов
http://i077.radikal.ru/0901/8d/d1d095ef3ead.jpg
Христос и грешница
http://i082.radikal.ru/0901/dc/29d43756b749.jpg
Мечты, 1894
http://i023.radikal.ru/0901/30/b72c440cd576.jpg
На Тивериадском (Генисаретском) озере

Отредактировано SAD (04.01.2009 20:28:24)

0

2

http://i077.radikal.ru/0901/f3/04f50ae19dc4.jpg

Исаак Ильич Левитан - величайший пейзажист, мастер лирического пейзажа
(1860, 18 августа, село Кибарты, Литва - 1900, 22 июля, Москва)

"Великий труженик, великий мастер, он каждодневно совершенствовался - ему всегда казалось, что можно сделать лучше, он волновался и мучился... Великий поэт природы, до конца почувствовавший неизъяснимую прелесть слова "родина", он в картинах своих сумел передать любовь к ней, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности." (Юон К.Ф.)

Исаак Левитан - выдающийся русский художник, его талант был признан современниками безоговорочно. Левитан создал пейзаж настроения, в котором образ природы одухотворен человеческими чувствами и размышлениями. Ученик и продолжатель традиций А.К.Саврасова и В.А.Поленова, Левитан обогатил пейзажную живопись многообразием тем, эмоциональной глубиной и поэтическим восприятием. Родился в Литве в местечке Кибарты Ковенской губернии в семье служащего, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где уже заявил о себе как талантливый художник-лирик («Осенний день. Сокольники», 1879). После окончания училища Левитан участвовал в передвижных выставках, расписывал декорации для Частной оперы С.И. Мамонтова, преподавал. В цикле работ начала 80-х гг., выполненных в Звенигороде, Левитан выступает мастером камерного этюда. Пейзажи Левитана поражают тонкостью и глубиной, предельным лаконизмом изображения. Художник стремился передать все красочное богатство русской природы: она молода и радостна («Весна. Большая вода», 1897), печальна и полна таинственности («У омута», 1892), сверкает золотом опадающих листьев («Золотая осень», 1895) и блеском тающего снега («Март», 1895). Пейзаж Левитана часто именуется «пейзажем настроения». Природа изображается в нем так, как видит ее рассеянный взгляд человека, целиком поглощенного каким-либо душевным состоянием и замечающего вокруг лишь то, что звучит в лад с этим состоянием. Все видимое превращается в эхо настроений — тревоги, умиротворенности, меланхолии, скорби. Настроения же — явления подвижные, склонные к изменчивости, и потому в пейзажах Левитана мы не найдем тщательной отделки объемной формы предметов. Передача формы предметов, их цветового «тембра» дается обобщенно — живописными цветовыми пятнами. Так написаны картины «Март» и «Золотая осень» (обе—1895), знаменующие высшую точку в развитии русского лирического пейзажа. Эта картина - один из тонких и проникновенных пейзажей Левитана, с творчеством которого вошло в русскую живопись понятие «пейзаж настроения». «Золотая осень» - своеобразный гимн прощания с цветущей природой, наполненной ярким горением красок и живописным многоцветием. Написанный с блистательным мастерством, пейзаж, отличающийся сложным цветовым решением, перелает красоту природы во всем ее осеннем великолепии.

В пейзажах Левитана природа одухотворена незримым присутствием человека, его настроениями и мыслями, о существовании которого напоминают церкви, мостики, избы, могилы. Среди пейзажей Левитана выделяется группа произведений, где настроение переводится в план раздумий о судьбе человека, судьбе России. Такова знаменитая «Владимирка» (1892) — картина, изображающая дорогу, по которой издавна гнали ссыльных в Сибирь. Грустная поэзия русских дорог, многократно воспетая в народных песнях и стихах, нашла у Левитана глубокое живописное претворение. К пейзажам с «философской программой» относится картина «Над вечным покоем» (1894). Это словно бы край земли, царство безмолвия, навевающее мысли о вечности и смерти. Многочисленные искания художника, размышления о жизни и смерти, о извечности мира и бренности человеческой жизни нашли отражение в этом масштабном полотне. Левитан писал картину в Тверской губернии, на озере Удомля под Вышним Волочком. Однако это не изображение конкретной местности, а скорее выражение монументального эпического образа при ролы, не подвластному времени. Решая картину в стилистике, близкой модерну, Левитан остался верен овальности. Островок земли с заброшенным кладбищем и часовней, окруженный со всех сторон золой и небом, выражает не только настроение, но чувства и мысли художника, писавшего о картине «в ней я весь, со всей моей психологией, со всем содержанием». Разительный контраст к ней — незавершенное полотно «Озеро. Русь» (1900) — собирательный образ русской природы, ликующий гимн красоте родной земли, поэма о России, ее красоте и величии. Он не успел завершить работу. 22 июля 1900 года Левитана не стало. А.П. Чехов, близкий друг художника, писал о нем: «До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил, да и не знаю, дойдет ли кто и после». Творчество Левитана оказало огромное воздействие на следующее поколение пейзажистов.Персональный сайт Левитана - isaak-levitan.ru.

http://s47.radikal.ru/i117/0901/2a/8932225dee3f.jpg
Золотая осень, 1895
http://s56.radikal.ru/i154/0901/37/9aee66f5a7d8.jpg
Март, 1895
http://s43.radikal.ru/i100/0901/42/67479e31c7f7.jpg
Свежий ветер. Волга, 1895
http://i044.radikal.ru/0901/d7/8699669d52d9.jpg
На Волге, 1888

0

3

http://s48.radikal.ru/i121/0901/43/a5533fc662d7.jpg
Иван Иванович Шишкин - живописец и гравер, мастер пейзажа
(1832, 13 января, Елабуга - 8 марта, 1898, Петербург)

"Отыщите одну истинную красоту в художественном произведении и вы будете богаче того, который нашел в нем десять ошибок." (Шишкин И.И.)

На берегу Камы, в среднем ее течении, в окружении густых хвойных лесов стоит небольшой город Елабуга. Здесь, в семье небогатого купца родился Иван Иванович Шишкин — будущий выдающийся русский пейзажист. Суровая и мощная природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощ покорили юного Шишкина. Эта верность родной природе, стремление научиться запечатлевать ее на полотне привели двадцатилетнего юношу сначала в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем — в Петербургскую Академию художеств. Пристальное, по тщательности и кропотливости сравнимое с научным, изучение природы отточило талант художника, выдвинуло его в ряды лучших пейзажистов. Но сила шишкинских полотен не в том, что они почти с фотографической точностью воспроизводят знакомые ландшафты среднерусской полосы. Искусство художника гораздо глубже и содержательнее. В картине «Рожь» (1878, Государственная Третьяковская Галерея) колышущееся под свежим ветром море колосьев, полевая дорога, уводящая вдаль, к возвышающимся на заднем плане соснам-великанам, порождают мысли о русском приволье, о бескрайних просторах полей, создают обобщенный, эпический образ русской природы. Былинным величием веет от лесных пейзажей Шишкина, более всего любившего изображать могучие вековые дубы («Дубы»), стройные золотящиеся на солнце сосны («Сосновый бор», «Корабельная роща»). Не обходил Шишкин вниманием и потайные уголки леса. Он не искал в природе «красивые», «изящные» мотивы: наоборот, предметом искусства он делал, как в картине «Лесная глушь» (1872, Государственный Русский Музей), и затянутую тиной болотистую лужу, и поросший бурым мхом валежник. Жизненная правда, соединенная с силой эпического обобщения, придала шишкинским пейзажам подлинно народный, демократический характер. Недаром на выставках Товарищества передвижников (Шишкин был одним из его основателей) они привлекали пристальное внимание передовой общественности.
Тема леса как главной принадлежности русской природы, неразрывно связанной с образом России, ее народом, была одной из главных в творчестве Шишкина. И. Крамской, отмечая реализм его работ, указывал при этом, что художник «конструирует пейзаж, театрализует его, предлагая некий "природный спектакль"». Как видно и в картине «Утро в сосновом бору» (1889), где художник противопоставил различные мотивы: старые, рухнувшие стволы деревьев и резвящиеся на них медвежата. Мотив естественного круговорота в природе, смены поколений приобрел в пейзаже Шишкина необычайную поэтичность. Из-под его кисти вышли образы, ставшие символами России, «русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русскими далями». Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни. Его картины широкие по размаху и эпические по строю воспевали просторы родной земли, утверждали величие и неповторимую прелесть русской природы. Изумительное знание «анатомии» русского леса сказалось и в графике Шишкина. Его многочисленные рисунки пером и карандашом, офорты, изображающие отдельные растения или целые композиции, остаются непревзойденными образцами графического пейзажа. Благодаря Шишкину русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержательного и демократического искусства.

http://s59.radikal.ru/i164/0901/84/c212fa97eeae.jpg
Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии,1872
http://s60.radikal.ru/i169/0901/b0/6c51deb07ef3.jpg
Утро в сосновом лесу,1889
http://s49.radikal.ru/i123/0901/e4/82f32f2c4d11.jpg
Полдень. В окрестностях Москвы, 1869
http://i028.radikal.ru/0901/00/7790bc66ecf6.jpg
На севере диком ....1891

0

4

http://s49.radikal.ru/i124/0901/bc/2717d2322b01.jpg
Илья Ефимович Репин - художник-реалист, портретист, жанрист, писатель
(1844, 24 июля, Чугуев, Харьковская губерния - 29 сентября, 1930, "Пенаты", поселок Куоккала, Карельский перешеек)

"Мой главный принцип в живописи: материя как таковая. Мне нет дела до красок, мазков и виртуозности кисти, я всегда преследовал суть: тело как тело." (Репин И.Е.)

Родился в Харьковской губернии в семье военных поселенцев. В 13 лет его отдали на выучку к иконописцу. На заработанные деньги Репин уехал в Петербург, где поступил в Академию Художеств. В 1871 году за картину «Воскрешение дочери Иаира» он получил золотую медаль и звание классного художника. Первый успех к Репину пришел в 1873 году на выставке в Вене с работой «Бурлаки на Волге». С этого момента слава художника только ширилась. Творческий диапазон художника был огромен: картины из современной народной жизни («Крестный ход в Курской губернии», 1880-1883), портреты («В.В.Стасов», 1883; «П.А.Стрепетова», 1882), сюжеты из славянской мифологии («Садко», 1876), исторические полотна («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-1891). В основу этой картины был положен исторический эпизод: в 1675 голу турецкий султан Мухамед IV предъявил казакам Запорожской Сечи что-то вроде ультиматума с требованием покориться ему и перейти в турецкое подданство. На это заявление казаки ответили посланием, где без всяких дипломатических околичностей, с юмором и злой иронией (присовокупив в конце оскорбительные титулы султану), объяснили самонадеянному владыке свою позицию. Репин запечатлел на полотне момент создания коллективного сочинения письма, где не делает акцент на отдельных личностях, а сосредотачивает внимание на всей колоритной народной массе. Но о чем бы Репин ни писал, к какому бы жанру ни обращался, поражает его художнический дар ощутить главную идею эпохи, умение увидеть отражение этой идеи в частных судьбах и характерах людей. Его творчество - это сама историческая действительность, ее боль и надежда, ее глубокие противоречия и драмы. Наиболее ярко реализм репинского искусства нашел отражение в портретной живописи. Подлинными шедеврами в этом жанре являются грандиозное полотно «Торжественное заседание Государственного Совета» (1903) и «Портрет М.П.Мусоргского» (1881), написанный незадолго до смерти композитора. Это одно из величайших произведений русского искусства, портрет был написан в феврале 1881 года, незадолго до смерти композитора. Репин провел всего 4 сеанса в госпитале, где Мусоргский находился на излечении. Поэтому музыкант изображен в больничном халате, в расстегнутой рубашке, с взлохмаченными волосами. Художник создал впечатляющий жизненный образ, характеристика модели сразу бросается в глаза, она дана метко и емко, при этом сохраняется острота и свежесть первого впечатления. Больной и неприглядный вид композитора, его одутловатое лицо, красно-синий нос притягивают внимание, но не отвлекают от главного - духовного богатства и величия человеческого гения, сохраняющегося даже в такой обстановке. Персональный сайт Репина - ilya-repin.ru.

http://s47.radikal.ru/i116/0901/05/c8ce11d19f96.jpg
Бурлаки на Волге, 1870-1873
http://s61.radikal.ru/i171/0901/1c/cb4dc12cb0f3.jpg
Крестный ход в Курской губернии, 1880-1883
http://s61.radikal.ru/i172/0901/8b/48dd9632adb1.jpg
На дерновой скамье. Красное село, 1876
http://s41.radikal.ru/i094/0901/12/ce684fd10e55.jpg
Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1880-1891

0

5

http://i060.radikal.ru/0901/36/84f071b8c89c.jpg

Алексей Кондратьевич Саврасов - живописец, мастер пейзажа
(1830, 12 мая, Москва - 26 сентября, 1897, Москва)

"Без воздуха пейзаж - не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь - значит пейзаж дрянь."
(Саврасов А.К.)

Судьба А.К.Саврасова в русском искусстве достаточно трагична. Один из прекраснейших мастеров лирического пейзажа, он был известен широкой публике как автор одной картины - «Грачи прилетели». Сюжет картины прост и незатейлив. Первые весенние деньки, стремительно тает снег под лучами теплого солнца, на переднем плане приткнулось несколько зазябших от мороза тоненьких березок, их голые ветки, уже начинающие набухать почками, усеяны птичьими гнездами, над которыми с радостным криком носятся возвратившиеся раньше всех грачи. На дальнем плане виднеются невзрачные заборы и деревянные крыши, над которыми возвышается в сыроватом воздухе церковка с колокольней. Первое пробуждение природы от долгого зимнего оцепенения, пафос ее силы, способной творить чудо возрождения - вот главная тема саврасовской картины. А ведь именно с Саврасова, как писал его ученик и продолжатель И.Левитан, «появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родине». Родился художник в Москве в семье купца третьей гильдии. Незаурядные способности к живописи у Саврасова обнаружились еще в раннем возрасте, и в 1844 году он вопреки воле отца поступил в Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества. Еще во время учебы художник избрал своей специальностью пейзаж. С самого начала он искал новые принципы изображения и построения пейзажа, важнейшими из которых являлись введение зрителя в пространство картины и особая светоносная эмоциональная цветовая система. Работам художника, его восприятию жизни была присуща совершенно особая музыкальность, дающая нам услышать и пение жаворонка, и трель соловья, и журчание ручейка. Высочайшее мастерство Саврасова позволяло ему запечатлеть как бы самый момент включения своего духовного мира в гармонический строй, «созвучье полное в природе». Художник называл это душой пейзажа. Он мечтал о светлом и одухотворенном согласии свободного человека и природы. Отсюда и любимые его темы - многоцветная радуга, омытые дождем заливные луга, плакучие ивы, вечерние зори, стаи перелетных птиц над сжатыми полями («Проселок», 1873; «Радуга», 1875; «Домик в провинции. Весна», 1878). В конце 1870-х годов художник тяжело заболел. Несмотря на многочисленные работы, но последнее десятилетие жизни мастера оказалось нелегким: его уволили из Училища, он бедствовал. Умер Саврасов 26 сентября 1897 года в Москве. Персональный сайт Саврасова - alexey-savrasov.ru.

Алексей Кондратьевич Саврасов - живописец, мастер пейзажа
(1830, 12 мая, Москва - 26 сентября, 1897, Москва)

"Без воздуха пейзаж - не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь - значит пейзаж дрянь."
(Саврасов А.К.)

Судьба А.К.Саврасова в русском искусстве достаточно трагична. Один из прекраснейших мастеров лирического пейзажа, он был известен широкой публике как автор одной картины - «Грачи прилетели». Сюжет картины прост и незатейлив. Первые весенние деньки, стремительно тает снег под лучами теплого солнца, на переднем плане приткнулось несколько зазябших от мороза тоненьких березок, их голые ветки, уже начинающие набухать почками, усеяны птичьими гнездами, над которыми с радостным криком носятся возвратившиеся раньше всех грачи. На дальнем плане виднеются невзрачные заборы и деревянные крыши, над которыми возвышается в сыроватом воздухе церковка с колокольней. Первое пробуждение природы от долгого зимнего оцепенения, пафос ее силы, способной творить чудо возрождения - вот главная тема саврасовской картины. А ведь именно с Саврасова, как писал его ученик и продолжатель И.Левитан, «появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родине». Родился художник в Москве в семье купца третьей гильдии. Незаурядные способности к живописи у Саврасова обнаружились еще в раннем возрасте, и в 1844 году он вопреки воле отца поступил в Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества. Еще во время учебы художник избрал своей специальностью пейзаж. С самого начала он искал новые принципы изображения и построения пейзажа, важнейшими из которых являлись введение зрителя в пространство картины и особая светоносная эмоциональная цветовая система. Работам художника, его восприятию жизни была присуща совершенно особая музыкальность, дающая нам услышать и пение жаворонка, и трель соловья, и журчание ручейка. Высочайшее мастерство Саврасова позволяло ему запечатлеть как бы самый момент включения своего духовного мира в гармонический строй, «созвучье полное в природе». Художник называл это душой пейзажа. Он мечтал о светлом и одухотворенном согласии свободного человека и природы. Отсюда и любимые его темы - многоцветная радуга, омытые дождем заливные луга, плакучие ивы, вечерние зори, стаи перелетных птиц над сжатыми полями («Проселок», 1873; «Радуга», 1875; «Домик в провинции. Весна», 1878). В конце 1870-х годов художник тяжело заболел. Несмотря на многочисленные работы, но последнее десятилетие жизни мастера оказалось нелегким: его уволили из Училища, он бедствовал. Умер Саврасов 26 сентября 1897 года в Москве. Персональный сайт Саврасова - alexey-savrasov.ru.

Алексей Кондратьевич Саврасов - живописец, мастер пейзажа
(1830, 12 мая, Москва - 26 сентября, 1897, Москва)

"Без воздуха пейзаж - не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь - значит пейзаж дрянь."
(Саврасов А.К.)

Судьба А.К.Саврасова в русском искусстве достаточно трагична. Один из прекраснейших мастеров лирического пейзажа, он был известен широкой публике как автор одной картины - «Грачи прилетели». Сюжет картины прост и незатейлив. Первые весенние деньки, стремительно тает снег под лучами теплого солнца, на переднем плане приткнулось несколько зазябших от мороза тоненьких березок, их голые ветки, уже начинающие набухать почками, усеяны птичьими гнездами, над которыми с радостным криком носятся возвратившиеся раньше всех грачи. На дальнем плане виднеются невзрачные заборы и деревянные крыши, над которыми возвышается в сыроватом воздухе церковка с колокольней. Первое пробуждение природы от долгого зимнего оцепенения, пафос ее силы, способной творить чудо возрождения - вот главная тема саврасовской картины. А ведь именно с Саврасова, как писал его ученик и продолжатель И.Левитан, «появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родине». Родился художник в Москве в семье купца третьей гильдии. Незаурядные способности к живописи у Саврасова обнаружились еще в раннем возрасте, и в 1844 году он вопреки воле отца поступил в Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества. Еще во время учебы художник избрал своей специальностью пейзаж. С самого начала он искал новые принципы изображения и построения пейзажа, важнейшими из которых являлись введение зрителя в пространство картины и особая светоносная эмоциональная цветовая система. Работам художника, его восприятию жизни была присуща совершенно особая музыкальность, дающая нам услышать и пение жаворонка, и трель соловья, и журчание ручейка. Высочайшее мастерство Саврасова позволяло ему запечатлеть как бы самый момент включения своего духовного мира в гармонический строй, «созвучье полное в природе». Художник называл это душой пейзажа. Он мечтал о светлом и одухотворенном согласии свободного человека и природы. Отсюда и любимые его темы - многоцветная радуга, омытые дождем заливные луга, плакучие ивы, вечерние зори, стаи перелетных птиц над сжатыми полями («Проселок», 1873; «Радуга», 1875; «Домик в провинции. Весна», 1878). В конце 1870-х годов художник тяжело заболел. Несмотря на многочисленные работы, но последнее десятилетие жизни мастера оказалось нелегким: его уволили из Училища, он бедствовал. Умер Саврасов 26 сентября 1897 года в Москве. Персональный сайт Саврасова - alexey-savrasov.ru.
http://i015.radikal.ru/0901/f1/a40846b03653.jpg
Грачи прилетели, 1871
http://s59.radikal.ru/i165/0901/ba/89284450b442.jpg
Домик в провинции. Весна, 1878
http://s52.radikal.ru/i137/0901/78/a99f8f5a2f17.jpg
Зимний пейзаж (Оттепель), 1890-е

0

6

http://s52.radikal.ru/i137/0901/ca/42d7d97c0337.jpg
Василий Иванович Суриков - живописец, мастер исторической картины
(1848, 12 января, Красноярск - 1916, 6 марта, Москва)

"Суриков не только великий реалист, но по существу своему поэт, и, быть может, сам того не сознавая, этот художник обладает огромным мистическим дарованием. Он знает, чувствует, умеет то, что могли очень немногие в живописи - Тициан, Рафаэль, Веласкес, да у нас - Рублев, Левитан, Врубель..." (Бенуа А.Н.)

Выдающийся мастер исторической живописи В.И.Суриков родился в Красноярске. Его предки по отцовской линии пришли в Сибирь с Дона в дружине Ермака. В 1869 г. Детство художника прошло в патриархальной среде, в селе Сухой Бузим, среди суровой природы и сильных людских характеров. Он рано проявил интерес и незаурядные способности к рисованию. Благодаря случаю и меценатской помощи Суриков приехал в Петербург, где поступил в Академию Художеств и учится у известного педагога П.П.Чистякова. Уже во время учебы в Академии Суриков проявляет интерес к исторической живописи. Многоукладность российской действительности, где, наряду с общественными силами новой буржуазной формации, существовали слои, сохранявшие верность патриархальным традициям, уходящим корнями в допетровскую Русь, сыграла большую роль в формировании такого исключительного явления, как историческая картина Сурикова. Картина «Утро стрелецкой казни» (1881, Государственная Третьяковская Галерея), первое большое полотно Сурикова на тему отечественной истории, обращена к событиям эпохи Петра I. Прогрессивные реформы и преобразования Петра, оплаченные огромной иеной, страданиями и кровью народа, вызывали горячий протест и выступления. Одной из сил, противостоящих борьбе новому, было стрелецкое войско. Ущемленное в своих интересах, оно не раз восставало: последний стрелецкий бунт 1698 гола, возглавляемый царевной Софьей, был жестоко подавлен. Суриков взял за основу сюжета казнь стрельцов, но сама казнь на картине не показана, поскольку художник стремился рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Стремясь передать Араму стрельцов, он сосредоточился на изображении их душевного состояния, на том, как каждый персонаж переживает последние минуты своей жизни. Впечатлению глубокого трагизма вторит и мрачный колорит картины: недаром художник выбрал время изображения казни — раннее хмурое утро, наступившее после дождливой осенней ночи. В этой работе Суриков применил и необычный композиционный прием сближения планов, с помощью которого добился эффекта изображения огромной народной толпы, полной жизни и движения. Не самую казнь, а «торжественность последних минут перед казнью» хотел, по его словам, передать художник в картине. Сами стрельцы полны ощущением неизбежности совершающегося: конфликт приобрел характер независимого от воли и желания людей трагического противостояния двух миров — старой Руси и петровской России. Суриков широко пользуется средствами эмоционального воздействия, языком поэтических уподоблений, контрастов, композиционной «рифмовки». Таков, например, контраст асимметричных живописных форм собора Василия Блаженного и подчеркнутой горизонтальной линейности кремлевских стен, соответствующий смысловому противопоставлению стихийной толпы, окружающей стрельцов, и регулярного войска Петра I, выстроенного справа вдоль стен. Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщенно выражающая смысл исторической минуты — «начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни» (А.С.Пушкин). В картине «Меншиков в Березове» (1883, Государственная Третьяковская Галерея) показан сподвижник Петра I в опале. «Боярыня Морозова» (1887, Государственная Третьяковская Галерея) — вершина творчества Сурикова, его великолепного живописного мастерства. Но живописная красота здесь не самоцель, она служит характеристике исторической реальности, глубокому раскрытию замысла картины. Перед нами Русь XVII в. — яркая, цветная, праздничная. В таком контексте темное пятно одежд боярыни Морозовой воспринимается как диссонанс, усиливающий ощущение драматизма момента. Связи со старой верой не порваны, а только рвутся. Это отзывается болью, испугом, злорадством, тяжкой думой — целой гаммой противоречивых чувств в сердцах людей.

Верный своей теме, Суриков вновь обратился к событиям отечественной истории. В основу сюжета был положен эпизод из XVII столетия: церковные реформы, проводимые патриархом Никоном и расколовшие церковь и общество надвое. Правительство жестоко подавляло раскольничье движение. Преследованию поверглась и боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова, страстная поборница «древнего благочестия». Рано овдовев, она вела подвижническую жизнь, разлада все свои богатства неимущим и приняла монашество. За убеждения Морозова была арестована, заточена в тюрьму, подверглась мучительным пыткам, но не отреклась от своей веры. В 1672 голу в Боровском остроге она умерла голодной смертью. Суриков изобразил на полотне момент, котла закованную в цепи раскольницу везут в тюрьму Московские улицы заполонила толпа людей, так что дровни с арестованной с трудом пробираются сквозь нее. Морозова высоко вверх вскинула руку, сложенную в двуперстие, как бы призывая народ твердо стоять за свои убеждения. Исключителен по силе воплощения образ боярыни, однако он не затмевает народной массы. Людская толпа едина, но художник сумел ярко изобразить каждое лицо на картине, гениально разрешив труднейшую тему «герой и толпа». Переломные этапы истории порождают раскол в обществе, в душе народа, но в этих страданиях сказываются глубинные черты национального характера — мужество, самоотверженность, бесстрашие перед лицом испытаний, сочувствие чужому горю. С начала 1890-х гг. Суриков от трагически заостренных исторических сюжетов переходит к освещению героических страниц национальной истории. В «Покорении Сибири Ермаком» (1895, Государственный Русский Музей) вместо героев-жертв, таких, как стрельцы, опальный Меншиков или боярыня Морозова, — победоносная дружина Ермака под развевающимися стягами. Окончательная разрядка трагического напряжения по сравнению с историческим циклом 1880-х гг. — в картине «Переход Суворова через Альпы» (1899, Государственный Русский Музей). Если в картинах 1880-х гг. сила исторических обстоятельств одолевала героический характер, то в картинах 1890-х гг. сила характера торжествует над драматизмом исторических обстоятельств. Их главные герои - по-прежнему русские люди, солдаты, казаки. Художник не отделяет ни Суворова, ни Ермака от их войск. Он так строит композицию, что дает возможность зрителю окунуться в гущу событий, разделить с его героями все тяготы и лишения. Последнее крупное полотно Сурикова — «Степан Разин» (1903—1910, Государственный Русский Музей). Персональный сайт Сурикова - artsurikov.ru.
http://s51.radikal.ru/i134/0901/c0/a076ea209b63.jpg
Переход Суворова через Альпы в 1799 году, 1899
http://s51.radikal.ru/i132/0901/ee/824be66461e0.jpg
Старик-огородник, 1882
http://s52.radikal.ru/i138/0901/ea/d104139fd601.jpg
Утро стрелецкой казни, 1881

0


Вы здесь » Форум Общения Беседка » Искусство и культура » Великие русские художники.>>Творчество и биография.