Если с совместным интернет-серфингом детей и родителей всё ясно и нового в этот способ ограждения детей от нежелательного содержания сети не привнести, то программные методы вполне совершенствуются, создаются новые образцы. Это особенно насущно в условиях постоянной занятости взрослых и желания детей самостоятельно осваивать новые пространства интернета.
Самым простым способом является создание отдельной учётной записи для ребёнка, у которой прописываются отдельные права на посещение интернета и хранилищ данных на жестком диске родителей. Малая популярность этого способа, с одной стороны, объясняется незнанием родителей (эта возможность появилась только в ОС Windows Vista, зато в Internet Explorer реализована начиная с версии 3.0), а с другой – тем, что служба фильтрации операционной системы ориентирована на англоязычный интернет, и с русскими сайтами она не работает. Причём готовых русскоязычных фильтров, которые можно было бы подключить, в нашей стране нет, равно как нет организаций, которые бы занимались их разработкой.
В 2008 году был анонсирован выпуск первого детского браузера gogul.tv с большим количеством включённых фильтров. Однако эта программа-надстройка над браузером, мягко говоря, не прижилась: она позволяет воспользоваться всего 7 000 сайтов. Известно, что через «Гогуль» можно найти сайт «Единой России». Зато на запросы «какашка», «плохой», «обижают», «взрослый», «развод» поисковик не отвечает. На запрос «корова» выдает православный журнал «Божья коровка», а на слово «мама» — десятки форумов с подробными вполне физиологичными обсуждениями родов.
Проблема с адаптацией под рунет встречается и у специализированных программ-фильтров зарубежных разработчиков. Иностранные программы типа CyberPatrol, SafeSurf и т.п. оказались совершенно не адаптированными к русскоязычному контенту, и обойти их не представляет особого труда. Продукты российских разработчиков пока не столь известны и популярны, но постепенно находят своего пользователя.
При этом документы, описывающие правила ограничения доступа детей к нежелательной информации, типа американских Children’s Online Privacy Protection Act и Child Online Protection Act, в России только предстоит принять.
В 2009 году ряд российских общественных организаций (Координационный центр домена .RU, Фонд развития Интернета, Центр реагирования на компьютерные инциденты (RU-CERT) и т.д.) озаботились проблемами возрастания рисков и угроз, с которыми сталкиваются дети и подростки в интернете, и объявили его Годом безопасного Интернета.
Более подробно эта проблема обсуждалась в рамках круглого стола «Проблема детей в цифровом обществе», организованного РОЦИТ и Общественной палатой по инициативе правозащитного движения «Сопротивление» в День защиты детей 1 июня. Как отметил председатель Правления РОЦИТ Марк Твердынин, «в сети накопилась столь критическая масса негативных явлений для детей, что мы больше не могли оставить без внимания проблему их безопасности. Поэтому в августе 2008 года был запущен проект «Национальный узел интернет-безопасности», который был создан для защиты детей от насилия в интернете. В рамках этого проекта специалисты Национального узла взаимодействуют с провайдерами, регистраторами доменов и правоохранительными органами. Ежедневно на "горячую линию" приходят несколько десятков сообщений, связанных с различными нарушениями в интернете, которые тщательно отслеживаются и проверяются. Разработан также ряд проектов с операторами мобильной связи по безопасному доступу в интернет несовершеннолетних».
Впрочем, по мнению экспертов, ограничение свободы перемещения детей в сети с помощью закрытия сайтов с нежелательным контентом - мера недостаточная. Необходимо взамен предложить нечто интересное, познавательное и увлекательное, чтобы не возникало желания обойти запреты. Сегмент веб-проектов для юных пользователей рунета пока не сильно разработан, однако часть рекламодателей и крупных интернет-компании уже обратили на него внимание.
Недавно в рунете совместными усилиями «РБК Информационные системы» и израильской компании Tweegee была запущена социальная сеть Tvidi.ru, ориентированная на детскую аудиторию от 8 до 12 лет. В планах разработчиков сделать её «крупнейшим детским медиа-проектом в России».
Но пока это место занято другим порталом для детей - проектом американских компаний Club Penguin и EverythingGirl.com «Смешарики»: за год их аудитория достигла 725 000 человек, практически одна десятая всей детской аудитории России. Их среднесуточная посещаемость, по данным Рамблер Топ100, – 16,5 тыс. человек. Совместив на одной площадке игры и социальную сеть, создатели «Страны Смешариков» стали называть себя пионерами детского русского интернета. Во многом успех проекта объясняется невероятной популярностью самого мультфильма. Целевая аудитория — дети от 6 до 13 лет.
Также стоит отметить, что осенью прошлого года «РБК-Софт» разработала несколько детских порталов для Правительства Москвы: "портал для детей города Москвы" Moskids.ru и "портал для молодежи города Москвы" Mosteens.ru. Интересными проектами, недавно запущенными при поддержке Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) и корпорации Microsoft, оказались два детских сайта под названием "Бибигоша" (bibigosha.ru) и «Мир Бибигона (mirbibigona.ru), позиционирующие себя как социальные сети.
В свою очередь, эксперты ИК «Финам» считают, что у подобных ресурсов достаточно сложно выстроить прибыльную бизнес-стратегию: «Сейчас в России социальные сети только нарабатывают стратегию монетизации. Большинство таких проектов являются убыточными или приносят минимальную прибыль. Детские сети - сложная ниша. Здесь есть относительно понятная целевая аудитория, но нет уверенности в интересе к ней рекламодателей - ведь реклама товаров для детей обычно ориентирована на их родителей», - говорит Анна Зайцева, аналитик «Финам-менеджмента», в интервью порталу CNews. Более оптимистичной точки зрения на открытие детских социальных сетей придерживается генеральный директор Mail.Ru, Дмитрий Гришин: «Пока что ниша детских социальных сетей в Рунете относительно свободна, но нельзя сказать, что она уже очень привлекательна - в России не так много маленьких детей пользуются интернетом. Соответственно, Сеть, как рекламный носитель, сейчас не очень привлекательна для производителей детских товаров. Однако ситуация эта, скорее, временная, и доля интернет-пользователей до 12 лет в России будет расти».