Учимся адекватно воспринимать критику
Нет, вероятно, на свете таких людей, кто никогда в своей жизни, опуская беззаботное детство, - в школе, в колледже, на работе - не выслушивал в свой адрес критики за то да сё. Разумеется, критика, как и критикующие, бывает разная. Если начальник обладает авторитетом, то его скорее будут слушать, чем того, кто спешить сорваться на крик и неаргументированную критику.
А вот перед конструктивной критикой, лишенной обидного или даже оскорбительного тона, советует американский журнал U.S.News & World Report, ни в коем случае нельзя возводить непроницаемой оборонительной стены - себе дороже. Ведь на самом деле учиться двигаться вперед и овладевать новыми знаниями, настаивают специалисты, можно только благодаря умению выслушивать и применять на практике полученные критические замечания и советы.
Особенно это важно, конечно же, на работе, тем более, если вам повезло и вы находитесь в подчинении у разумного и знающего менеджера. Но некоторые работники органически не переносят критику и просто не могут не то что выслушивать, а даже слышать критические замечания в свой адрес и, таким образом, упускают из вида весьма полезные и важные вещи, способные обогатить трудовой опыт и помочь продвигаться по службе.
Как рекомендует американский эксперт по вопросам менеджмента Элисон Грин, автор множества публикаций в сфере трудовой этики и психологии, когда ваш начальник/менеджер делает вам замечания и наставляет на путь истинный, старайтесь поступать следующим образом:
- действительно прислушивайтесь к сказанному. Дело в том, что зачастую в подобных ситуациях работники сразу пытаются обдумывать варианты ответа на критику, что отвлекает и мешает реально вникнуть в тему и "переварить" получаемую информацию.
- в ответ на критические замечания не отделывайтесь кратким "будет сделано, шеф!", дескать, "понял", поскольку это скорее похоже на то, что у вас нет иных мыслей, кроме как быстрее вырваться на свободу из офиса начальника. По крайней мере, скажите руководителю нечто вроде этого: "Мне нужно время надо всем этим поразмыслить, и спасибо, что вы указали мне на это".
- не уходите в глухую защиту. В конце концов, вы не в зале суда, и ваш начальник отнюдь не желает, чтобы вы оборонялись. Напротив, он хочет увидеть знаки того, что вы внимательно его слушаете и принимаете услышанное в расчёт.
Вот два противоположных примера подходов к подобной ситуации.
"Оборонительный" ответ: "Мне действительно неприятно все это слышать! Я работал над проблемами X и Z, и выполнил всё, о чём вы меня просили, причем эти вопросы ну никак нельзя было выполнить в установленный срок!"
"Открытый, лишённый оборонного заряда" ответ: "Спасибо, что мне на это указали. В этом проекте я пропустил некоторые крайние сроки, поскольку полагал, что темы под грифом X и Z носили приоритетный характер и, соответственно, сконцентрировался на них. Выходит, я ошибался?"
- однако если вы искренне не согласны со звучащей критикой и убеждены, что в вас говорит не задетое самолюбие, тогда на это можно указать со своей стороны. Но здесь важен подбор слов и тон, с которым вы их произносите. Так, вы могли бы сказать следующее: "Никак не думал, что дело выглядит подобным образом, и весьма рад, что вы меня просветили. С моей точки зрения, это выглядит так - .......
Здесь автор советует вписать недостающее мнение.
И ещё один совет от Элисон Грин: радуйтесь, что ваш менеджер делает вам замечания и дает полезные советы. Многие руководители не утруждают себя этим, оставляя вас гадать - почему до сих пор нет повышения зарплаты или в должности, на которые вы рассчитывали?
Начальники, которые тратят время на воспитание подчиненных, - это как раз те, на кого и следует работать.
Материал подготовлен службой информации http://www.point.ru/