жмём и смотрим...|свернуть...
Январь
Ещё в ноябре 1972-го было обявлено решение Шведской Радиовещательной Компании, что приниматься к участию в предстоящем шведском отборочном туре Конкурса Песни Евровидения будут только песни профессиональных композиторов. Вскоре после этого значительную группу имеющих отношение к музыкальной индустрии людей попросили составить список десяти наиболее подходящих кандидатов.
Среди прочих в списке оказалась и команда Андерссон-Ульвэйс-Андерссон и к декабрю было решено, что квартет Bjorn, Benny, Agnetha & Frida будет допущен к участию в отборочном конкурсе.
У Стига Андерссона, однако, амбиции простирались далее: он считал, что песни, которые пишут Бьорн и Бенни, способны стать хитами не только за пределами Скандинавии, но, может быть, и в Америке, чего пока ни одна шведская запись на достигла.
Приглашение на участие в отборочном конкурсе для определения шведского представителя на конкурсе песни "Евровидение-1973", присланное Бьорну и Бенни от Шведской Вещательной Корпорации, стало для Стига первым шансом проверить свою правоту: ведь Конкурс Евровидения будет смотреть ограмная телеаудитория во всей Европе, так что Агнету, Бьорна, Бенни и Фриду увидят в Ангии, Франции, Германии и Голландии. А это уже шаг к тому, чтобы их песни стали хиитами в этих странах.
Ранее участники группы так или иначе уже принимали участие в конкурсе: в 1969-м Ян Мальмсъе был вторым с песней Бенни и Ласса Бергхагена "Hej Clown", Фрида заняла четвёртое место с песней Айвэна Ренлиндена "Harlig Ar Var Jord", а 1972-м году Бьорн, Бенни и Стиг написали песню "Saj Det Med En Sang" для популярной шведской певицы Лены Андерссон. Она заняла третье место, и Бенни с Бьорном сразу же отправились в Лонлон записывать песню на английском (слова им помогли написать Уэйн Бикертон и Тони Уэддингтон). Но "Better To Have Loved" стала хитом в Швеции и не была замечена нигде за её прделами.
К этому времени лучшей композицией АВВА была, конечно же, "Ring Ring", так что не возникало сомнений в том, с какой песней выступать. Бьорн, Бенни и Майкл Третов обсуждали предстоящую запись, и Майкл рассказал, что только что прочел книгу и легендарном продюсере Филе Спекторе, в которой описывалось, как путем многократного наложения одних и теж же инструментов он добивался своей знаменитой "стены звука".
Бьорн и Бенни, также бывшие поклонниками Спектора, согласились попоробовать записать "Ring Ring" подобным образом. Кроме того, Майкл обнаружил ещё и свой способ делать звук более глубоким - варьируя скорсть проигрывания записи. Впервые применив этот прием для записи "Ring Ring", он пользовался им и в дальнейшем, что сыграло немалую роль в истории АВВА. При внимательном прослушивании песни можно обнаружить некоторые подпевки, где голоса музыкантов звучат как мышиный писк в диснеевсекой "Золушке"!
Другим позаимствованным у Фила Спектора приемом стало обращение с первым голосом: вокал не доминировал в композиции а был как бы погребен в дебрях записи и воспринимался лишь как один из ингридиентов музыкального "блюда". Когда песня была выпущена, Polar получила жалобы от Шведской Радиовещательной Компании - та посчитала, что ей подсунули запись с дефектом!
Конкурс состоялся в феврале, - том самом месяце, когда Агнета должна была родить первенца, так что Фрида на всякий случай разучила обе женские вокальные партии, чтобы отсутсьвие Агнеты не ощущалось, если по иронни сульбы в день выступления её отвезут в родильное отделение. Если же до выступления Агнета на успеет родить, то её беременность будет трогательной черточкой, вызывающей симпатию публики.
Однако так уж случилось, что Линда Улин Ульвэйс появилась на свет лишь через две недели после отборочного тура, в котором группа потерпела неожиданное и незаслуженное поражение. Ко всеобщему изумлению, на состоявшемся 10-го февраля 1973-го года конкурсе "Bjorn, Benny, Agnetha & Frida" заняли всего лишь третье место - нессмотря на восторженные крики публики, жюри отдала предпочтение дуэту Горана Фристорна и Клыб аф Гейжерштам с песней, буквальный перевод которой на ангийский звучит как "Твои груди как ласточкины гнезда"!
Публика негодовала - ведь никто не сомневался, что "Ring Ring" займёт первое место: это была беззаботная веселая песенка о телефонной болтовне, испоненная в стиле, напоминавшем мтиль британских и американских шлягеров тех дней. Песня была на голову выше всех конкурентов, и когда жюри присудило ей всего лишь третье место, стало ясно, что члены жюри явно далеки от новейших направлений в популярной музыке.
"В таком подавленном состоянии я их никогда больше не видел ни до этого не после!" - так говорит об участниках группы Янн Шаффер, который играл тогда в оркестре.
Что касается победителей отборочного тура, то на Евровидении они заняли всего лишь пятое место, пополнив печальных список неудачных высткплений представителей Швеции, ни разу не получивших главной награды. После этого случаю было решено, что в будущем песню-победителя будет определять публика, а не "эксперты", давно утратившие "нюх" и переставшие понимать современную музыку.
Неудача, однако, не повлияла на продожу сингла "Ring Ring" - песня не только заняла первую строчку в чартах страны, но и стала хитом в Норвегии, Дании и Финляндии.
Ободренный успехом, Стиг выпускает песню и английском (слова помогли написать американские сонграйтеры нил Седака и Фил Коди), и вскоре та возглавляет чарты Австралии, Голландии, Бельгии и ЮАР. В Англии три разных компании отвергают песню, прежде чем CBS Epic соглашается выпустить сингл. В чарты тот не попадает.
Тем временем, в Швеции ангийская и шведская версия песни были проданы суммарным тиражом в 100 тысчя копий и захватили соответственно первую и вторую строчку национального хит-парада.
В конце января группа записала песню "Me And Bobby And Bobby's Brother" - прктически единсвенную вещь, слова к которой написал Бенни! В это же время было записано две песни, не принадлежавших перу Андерссона-Ульвэйса: с ними Фрида должна была выступать ны фестивале песен в Каракасе в Венесуэлле. Больше эти записи нигде и никогда использованы на были.
Февраль
Сингл "Ring Ring"/"She's My Kind Of Girl" был выпущен в середине февраля, а 23 февраля у Агнеты и Бьорна родилась дочь Линда. В это же время Стиг Андерссон в разговоре с журналистами заявил, что первый альбом группы поступит в продажу не позднее, чем через месяц - а надо было записать еще по крайней мере три новых песни!
В это время Бенни и Бьорн большую часть времени были заняты на записи новога альбомы Теда Гардештада в качестве продюссеров, поэтому успели написать только одну песню: "Love Isn't East (But It Sure Is Hard Enough)". Пришлось реанимировать одну из своих страых копозиций: : "I Saw It In The Mirror", слегка изменив припев и почти полностью переписав слова. Этого, однако, было мало.
Помощи неожиданно пришла со стороны Агнеты, в это время сочинявшей материал для своего следующего альбома. Бенни с Бьорном как-то услышали её песню "Disillusion", и Бьорн, недолго думая, сочинил английский текст. "Я, в общем-то, даже была польщена", - вспоминает Агнета, - "хотя пенся не казалась мне такой уж замечательной". Все эти вещи записывались как на пожаре, так как сроки поджимали, и в результате знаменитого "аббовского" звучания в них практически нет, особенно это касается "Disillusion" и "I Saw it In The Mirror".
Март
26-го марта увидел свет первый альбом группы АВВА "Ring Ring". Надо сказать, что путь этого альбома к сердцам слушателей был самым тернистым и запутанным - ни один из последующих альбомов группы не "мусолился" и записывался так долго так долго. Это связано в первую очередь с тем, что АВВА фактически не существовала как группа до марта 1972-го года, когда была записана первая из вошедших в альбом песен: "People Need Love".
Кроме того, в этот период Бьорн и Бенни большую часть времени были заняты продюсерской деятельностью для фтрмы Polar Music. "То, что мы делали как Bjorn & Benny с 1971-го по 1079-й год, было тогда побочным занятием", - говорит Бьорн - "В рабочее время мы продюсировали проекты других музыкантов, а собственные вещи зачастую были вынуждены записывать в свободное время... Позже, конечно, все изменилось".
Итак, альбом вышел, но наряду с вещами, показывающими, чем группа должна стать в будущем ("Ring Ring", "Another Town, Another Train", "People Need Love" и т.д.), на нем были и такие, как совершенно невообразимая 'Rock'N'Roll Band" в исполнении Бьорна и Бенни; песня Агнеты "Disillusion" - мелодически приятная, но совершенно не коммерческая; неизвестно какому слушателю адресованная "I'am Just A Girl" и сомнабулическая "I Saw It In The Mirror". Иными словами, записанные от случая к случаю песни, образовали альбом, лишенный даже видимости какой-либо концепции!
Тем не менее, сами по себе песни были в общем неплохими, так что альбом занял для начала 18-ю строчку в шведском комбированном (синглы + альбомы) хит-параде. Довольно скоро он оказался на третьем месте, но выше подняться помешали шведская и английская версии песни "Ring Ring", выпущенные как синглы и занимающие соответственно первую и вторую строчку национальных чартов.
Июль
В начале июля выпустила сингл "Love Isn't Easy"/"I'm Just A Girl", а затем, - видимо, решив последовать примеру таких "монстров" как The Beatles и Дэвид Боуи (David Bowie), которые на заре своей деятельности имели привычку записывать особенно популярные свои композиции не только на английском, но и на иных языках, с тем, чтобы расширить пределы своей славы, - принялись записывать свою самую удачную на тот день песню "Ring Ring" на всевозможных языках.
Надо сказать, что некоторый опыт у них уже имелся: Бьорну с Бенни, так же как и Агнете, уже приходилось этим заниматься. В результате песня была записана на немецком и испанском языках. Кроме того, для второй стороны немецкого сингла была использована песня "Another Town, Another Train", превращенная в "Wer Im Wartesaal Der Liebe Steht". Сингл на испанском по каким-то причинам так и не был выпущен, в результате чего имела место достаточно забавная ситуация: Агнета, считавшая, что это уже произошло, в интервью заявила, что испанская версия отлично раскупается на испаноязычных территориях!
Сентябрь
Ещё 15-го июню началось первое совместное турне Бьорна, Бенни, Агнеты и Фриды по концертным площадкам страны. Они умудрились дать около восьмидесяти концертов, несмотря на то, что выступали только по субботам и воскресеньям. Последний концерт состоялся 7-го сентября, после чего группа приступила к записи первой песни для нового альбома "Dance (While The Music Still Goes On)".
Бьорн припоминает, что как только они с Бенни сочинили эту песню, сразу заметили - вышло нечто симпатичное. "Мы словно бы перенеслись в начало 60-х - получилось нечто в духе Фила Спектора", - объясняет он. - А ещё я помню, что, написав слова, почувствовал, что название выходит длинноватое... Но, посовещавшись, мы решили все так и оставить - не могли же мы назвать эту песню просто "Dance"!".
Это чуть ли не единственная песня группы, где на клавишных играл не Бенни, а случайно оказавшийся в студии пианист - его притащил с соьой Янн Шаффер. Позже Бенни все же переписал партию. "Конечно, этот пианист был весьма грамотным, только очень сложно объяснить другому к какому именно результату ты стремишься; гораздо проще самому сесть за клавиши и попробовать разные варианты".
Октябрь
Наконец, 16-го октября 1973-го года команда Bjorn, Benny, Agnetha & Frida, была переименована в АВВА.
К этому времени публика уже устала от слишком длинного названия группы, и кто-то (скорее всего, Стиг Андерссон) предложил оставить только первые буквы их имен. Конечно, он мог бы назвать их "БАБА" или "ФАББ", если бы взял уменьшительное имя Фрида, а не полное Анни-Фрид, но "АББА" звучало как-то более убедительно.
"Тут была одна сложность: у нас в Швеции есть рыбозавод под названием АВВА", - объясняет Агнета - "Когда мы решили назваться А-В-В-А, руководство завода сказало: "О-кей, но только не заставляйте нас кранеть за вас!". По-моему, мы их не посрамили!" - смеется она. Кто знает, кстати, насколько вырос в результате во всем мире объем продаж рыбных продуктов фирмы АВВА, и предвидело ли руководство завода такой результат?!
16-го октября АВВА приступила к записи "Suzy-Hang-Around", - единственной песни, где Бенни исполнил главную вокальную партию. Возможно, это было вызвано тем, что он же написал и текст этой песни. Больше он никогда практически этого не делал.
В ранние дни ни я, ни Бьорн не любили, да и не очень-то умели писать слова", - говорит Бенни, - "но Бьорну это давалось намного легче. Если у нас было четыре законченных мелодии, каждый из нас должен был написать слова к двум, но если ему удавалось сочинить что-то вполне приемлимое за день, то у меня после двух недель напряженной работы имелся готовый первый куплет!
Хорошие слова мне написать все равно никогда не удавалось, и в конце концов, даже и сам Бьорн согласился, что будет лучше, если отныне тексты будут целиком на нем."
Хорошие тескты Бьорн, все же, научился писать на более поздней фазе, когда окончательно воцарился принцип: сочинять слова после того, когда записана полностью вся звуковая дорожка, и наступает пора переходить к записи вокала.
"На этой стадии мне уже ясно, чем должна стать та или иная песня", - говорит он. - "и это гораздо продуктивнее, нежели сочинять текст, слушая кассету с записью нашего с Бенни бренчания на акустической гитаре и пианино!" В это же время бьорн стал проявлять интерес к творчеству различных английских и американских поэтов - "Конечно, что-то мы проходили еще в школе, но настоящий интерес у меня появился только теперь - я смотрел, как мастера заставляют слова рабртать!"
В конце месяца АВВА приступила к записи двух новых песен: "Honey, Honey" и "What About Livingstone". По поводу последней Бенни отзывается так - "Это одна их таких забавных песен вроде "Nina Pretty Balerina". У нас довольно много подобных песен, слова которых нельзя воспринимать буквально - подобно "Money, Money, Money" они являются некими ироническими зарисовками, аллегориями".
Слова к "Honey, Honey" помог написать Стиг Андерссон. "Я помню, что мы с Агнетой хотели, чтобы в этой песни наши голоса звучали достаточно сексуально", - смеется Фрида, - "но не уверена, что нам это вполне удалось".
Ноябрь
В середине ноября была записана одна из самых слабых песен за всю историю группы: "King Kong Song" (первоначальное название - "Mr. Sex).
У бьорна с ней связаны поистине ужасные воспоминания - "Большего конфуза, чем с ней, на сцене у нас в жизни не происходило! Это случилось во время нашего турне вместе с группой Beatmakers в конце 1974-го - начале 1975-го года".
"11-го декабря 1974-го года во время выступления в Большом Концертном Зале Стокгольма после ударного проигрыша в середине песни одна из девушек вступила раньше чем надо. Половина музыкантов последовала её примеру, вторая половина играла как нужно; в результате через несколько секунд на сцене воцарился хаос. Как назло, среди публики находилось намало наших коллег, и мы чувствовали себя полными илиотами. Мы даже не смогли прилично закончить эту злосчастную песню: музыканты просто прекратили играть один за другим!"
Декабрь
Безусловно, одним из главных козырей группы были великолепные голоса и профессионализм Агнеты и Фриды.
В начале совместной деятельтности Бенни и Бьорн обычно знакомили девушек с новыми песнями дома, так что, приходя в студию, те уже более или менее представляли себе, что будут петь.
"Мы пробовали ту или иную песню дома под аккомпанемент пианино до того, как приступить к записи звуковой дорожки, что бы убедиться, что она соответствует тональности той из нас, кто будет петь главную партию", - говорит Фрида - "С годами Бенни и Бьорн, разумеется, обычно уже заранее знали, какая тональность для данной песни будет наилучшей, хотя изредка проколы все же случались".
После того, как фонограмм "-1" была готова, обычно приступали к записи подпевок и хора. Затем, ближе к середине дня, когда девушки уже как следует распелись, наступала очередь сольных партий.
Кроме всего прочего, теперь, когда песня уже была в работе несколько часов, они могли вложить больше чувства в исполнение главной партии, покольку были уже хорошо знакомы с мелодией и со словами.
"Я думаю, что мы в этом отношении были очень способными ученицами", - говорит Фрида, - " и, кромк того, с годами накопили необходимый опыт. К тому же, мы имели обыкновение работать в студии с девяти утра до позднего вечера, делая перерывы только на ленч и обед. Лимита времени для нас не существовало, кроме, быть может, Агнеты, которой надо было хоть сколько-то времени уделять своим маленьким детям. Но даже она редко покидала студию раньше восьми вечера..."
Бывали, правда, исключения, когда основной вокал записывался в первую очередь. Зная, что практически все песни группы записывались путем многократных наложений, трудно поверить, что на запись вокала обычно уходил всего один день!
И даже после 1979-го года, когда АВВА перестала быть парой супружеских пар, и все члены четверки стали жить раздельно, они умудрялись разучить и записать вокал за один день!
Ещё одной стороной процесса работы в студии были обсуждения того, как наиболее эффектно подать вокальные партии. "Довольно часто мне приходилось читать в статьях и книгах о нашей гркппе, будто бы девушки практически не имели отношения к работе в студии и беспрекословно выполняли то, что им было приказано", - возмущается Агнета, - "но это ни в коей мере не соответствует действительности! Когда сама продюсируешь свои сольные проекты - а я этим занимаюсь уже больше десяти лет - хоть паре вещей да научишься, и я твердо знаю, что многократно подсказывала идеи, касающиеся аранжировок, гармонии и других вопросов".
Фрида добавляет, что постоянно присутствовал момент импровизиции - "Когда слушаешь новую песню снова и снова поневоле начинаешь думать что в ней оставить, а что улучшить или вообще изменить."
"Они обладают поразительным контролем над своими голосами и способны на совершенно невообразимые вещи!" - восхищается Майкл Третов. - "не только главные партии, но и подпевки они исполняют с феноменальной точностью, не утрачивая при этом "чувства" песни. Мало кто может этим похвастаться".
"Говоря об "аббовском звучании", обычно имеют в виду мелодичность песен, нашу специфическую аранжировку, вклад Майкла Третова и тому подобные вещи", - продолжает Бенни, - "но уберите Агнету и Фриду, и дайте спеть их партии двум другим певицам, и это знаменитое звучание тут же вылетит в форточку! Их голоса были самым важным ингредиентом в структуре нашей музыки".
В наступающем 1974-м году группа решила еще раз сразиться за право представлять Швецию на Евровидении. "Насчет Конкурса Песни Евровидения нужно понять одно - тогда это был единственный шанс заставить услышать себя за пределами Швеции", - говорит Бьорн, - "Просто так никто в Англии и Америке вас слушать не будет: можете посылать им свои записи до бесконечности, но их тут же будут выбрасывать в корзину. Так что, Евровидение было нашим единственным шансом."
Несмтотря на поражение в предыдущем году, уверенности в себе, по словам Бьорна, им ьыло не занимать. "Нам нужно было выбрать одну из двух песен: "Hasta Manana" или "Waterloo". Вообще-то "Hasta Manana" больше подходила для конкурса, но "Waterloo" была намного театральнее; с ней выступать было веселей. "Hasta Manana", вероятно, не принесла бы нам победы, и АВВА никогда не состоялась бы!" Внимание слушателей было бы сосредоточено лишь на Агнете, поющей эту вещь в стиле Конни Френсис, тогда как "Waterloo" давала возможность устроить маленькое представление и показать себя всей группе.
"Они спросили меня, с какой песней им следует выступать", - вспоминает Янн Шаффер, - "и я ответил, что они будут идиотами, если остановят свой выбор не на "Waterloo!"
Обе вещи былизвучно озаглавлены - Стиг Андерссон считал, что "крутое" название песни даст группе больше шансов, и не ошибся. (Кстати, назавание "Hasta Manana" придумал он же, возвратясь с Майорки, куда ездил на недельку отдохнуть). Стиг был убежден, что теперь у них куда больше шансов на успех, поскольку теперь утбор исполнителей на национальном туре отражал популярность у публики, а не предвзятые суждения членов жюри.
Обсудив песню "Hasta Manana", что, как известно, означает по-испански "скоро увидимся" или " до завтра", АВВА всё-таки остановила свои выбор на "Waterloo" - ведь о знаменитой битве 1815 года, в которой Наполеон потерпел поражение, слышали практически все, и Бьорн с Бенни сочинили веселую и живую мелодию, хорошо сочетавшуюся с текстом, в котором проводилась параллель между капитуляцией французского императора и капитуляцией барашни перед домогательствами кавалера.
Эта песня, безусловно, была намного сильнее, нежели "Ring Ring", и когда группа выступила с ней на отборочном туре в Швеции, она победила с огромным перевесом, собрав больше голосов, чем все остальные участники вместе взятые!