Причины и происхождение.
Возникновение военно-монашеских орденов было одним из проявлений разнообразия религиозной жизни западного христианского мира в конце XI — начале XII века. Члены этих орденов следовали правилам, в целом основывавшимся на уже существовавших монастырских уставах, они принимали монашеские обеты — бедности, целомудрия и послушания. Но жили они в миру и — более того — воевали. Конечно, в каждом ордене были свои клирики, но большинство братьев являлись мирянами, причем именно они-то и руководили орденами. Членами орденов могли быть как рыцари, так и простолюдины, которые составляли отдельную группу. А некоторые военно-монашеские ордена допускали в свои ряды даже женщин (но в военных действиях они участия не принимали).
Первым военно-монашеским орденом стал орден тамплиеров (или храмовников). Рыцари назвали себя так по месту жительства своего великого магистра в Иерусалиме близ бывшего храма Соломона. Орден был основан (1) в 1119 году для охраны паломников, путешествовавших по Палестине, но уже через несколько лет стал частью христианских военных сил, воевавших с мусульманами. Задачи, которые ставили перед собой тамплиеры, выдвигала сама жизнь: мы знаем из писаний пилигримов, что после первого крестового похода дороги в Иерусалимском королевстве были отнюдь не безопасны, а правители латинских поселений не располагали достаточными военными силами для их охраны.
Создание ордена приписывают бургундскому рыцарю Гуго де Пэйну и его семи товарищам. Тамплиеры носили оружие и латы под белым плащом, украшенным красным крестом. Орден состоял из трёх групп: 1) рыцарей - полноправных членов ордена которыми могли быть только лица знатного происхождения; 2) клириков, проводивших богослужения в орденских церквах; 3) служителей, заведовавших имущественными делами ордена. Во главе организации стоял великий магистр, имевший резиденцию в Иерусалиме и избиравшийся рыцарями из их же среды; великий магистр управлял делами вместе с советом (капитулом), и ему подчинялись магистры провинциальных капитулов, находившихся в европейских странах.
Существует мнение, что христианские военно-монашеские ордена были созданы в подражание мусульманской организации ribat — то есть к священнослужителям. Конечно, возникновение подобных организаций вызывало у многих сомнения и опасения. Так, одно письмо, написанное вскоре после создания ордена тамплиером, свидетельствует о том, что даже некоторые братья этого ордена были не вполне уверены в легитимности своего предприятия. Отчасти это объясняется тем, что в средние века всякое новшество приживалось с трудом. Многие считали военно-монашескую организацию низшей формой религиозного служения по сравнению с обычным монастырем с его духовным, созерцательным направлением. Против военно-монашеских орденов выступали и те, кто продолжал считать греховным любое насилие. Именно против мнения этих последних и направил написанный в поддержку тамплиеров труд “Dе 1audе novae militae” Бернар Клервоский. Однако, несмотря на все сомнения и возражения, тамплиеры быстро заручились в церковных кругах надёжной поддержкой, что видно из решения собора в Труа, на котором в 1129 году при содействии св. Бернара был выработан устав ордена, утверждённый папой Гонорием II. В то же самое время орден стал получать помощь и из многих стран Западной Европы, причем уже через несколько лет там появились отделения ордена.
Помимо ордена тамплиеров в Святой Земле появились и другие подобные организации, но история их возникновения была несколько иной. В военно-монашеские ордена были реорганизованы некоторые уже существовавшие в Иерусалимском королевстве религиозные учреждения. Незадолго до первого крестового похода при госпитале св. Иоанна Милостивого в Иерусалиме было организовано религиозно-благотворительное братство для помощи бедным и больным пилигримам(2). Деятельность этого братства особенно расширилась после завоевания, Иерусалима крестоносцами, оно раскинуло целую есть приютов и больниц не только на Востоке, но и в западноевропейских странах, превратившись в огромную организацию, в которую текли обильные приношения со всего христианского мира. Уже и первой половине XII века братство взяло на себя (по-видимому, следуя примеру тамплиеров) военные задачи по обороне христианских паломников и христианских владений на востоке от “неверных”. Превратившись в военно-монашеский орден госпитальеров (иоаннитов), братство стало представлять собой огромную материальную и военную силу на Востоке.
Основателем братства считается богатый купец Мавр из Амальфи, который вместе с несколькими друзьями добился у египетского халифа разрешения построить в Иерусалиме приют для паломников и при нём часовню в честь Девы Марии. Для совершения служб были присланы бенедиктинские монахи, получившие название - иоаннитов, или госпитального братства св. Иоанна. После взятия Иерусалима крестоносцами братство было отделено от церкви Девы Марии, в 1113 голу папа Пасхалий II утвердил устав братства, и на госпиталь посыпались богатые дары, как деньгами, так и земельными владениями. Раймон Де Пюи, избранный в 1118 году ректором иоаннитов, соединил братство в определенную замкнутую общину, обязал её членов принести обет бедности, целомудрия и послушания и ввел особое одеяние — черный плащ с белым полотняным крестом на левой стороне. Вскоре он также вменил иоаннитам в обязанность биться с неверными и тем самым превратил братство в военно-монашеский орден. Затем Раймон Де Пюи ввёл вместо простого креста восьмиконечный, а для военных действий появилась новая “форма” — красный плащ, одевавшийся на броню. Члены ордена делились на три группы — рыцари, клирики и служащие. Раймон сам принял титул магистра (в 1267 году был введён титул великого магистра), а Фридрих Барбаросса принял орден под покровительство империи. На протяжении всей истории ордена устройство его было следующее: во главе стоял великий магистр, члены делились по нациям или языкам, которых было восемь: Прованс, Овернь, Франция, Италия, Арагон (с Каталонией и Наваррой). Кастилия (с Португалией), Германия и Англия, каждая нация выбирала главу для внутреннего управления и выдвигала кандидата на одну из восьми почетных должностей ордена, постоянно остававшуюся и руках одной и той же нации: великий командор (главный казначей) — из провансальцев, великий маршал (начальник пехоты) — из овернцев, госпитальер (глава благотворительных учреждений) - из французов, адмирал (начальник флота) — из итальянцев, великий консерватор (внутренняя администрация) - из арагонцев, туркопильер (начальник кавалерии)— из англичан, великий бальи (начальник фортификаций) — нз немцев, великий канцлер (внешняя политика) — из кастильцев. Восемь глав нации составляли тайный совет великого магистра. Нации делились на великие приорства, приорства и баллии, во главе которых стояли великие приоры, приоры, бальи и командоры. Занимать должности в ордене имели право лишь знатные рыцари с достаточно длинной родословной, их называли cavaleri di guistizia, произведенные в рыцари за заслуги назывались cavaleri di grazia. Члены ордена, не связанные обетами, назывались донатами и носили на плаще лишь пол-креста. Герб ордена серебряный восьмиконечный крест на красном поле, с герцогской короной, из которой исходил венок роз, обрамлявший щит; внизу небольшой иоаннитский крест и девиз — pro fide.
Тевтонский орден вырос из братства при германском госпитале. датой его основания считается 1199 год(3).
В 1128 году в Иерусалиме образовался небольшой кружок богатых немцев, поставивших себе целью оказание материальной помощи больным и бедным паломникам из Германии. Вскоре кружок разросся в целое общество, члены которого стали называться братьями св. Марии Тевтонской. Около 1189 года сын Фридриха Барбароссы придал обществу военный характер — был принят устав тамплиеров, введена форма одежды (белый плащ с черным крестом) и изменено название (теперь общество называлось Домом св. Девы Иерусалимской). В 1191 году папа Климент III утвердил орден в качестве отделения ордена госпитальеров, а папа Иннокентий III в 1199 году объявил орден самостоятельным, и с тех пор он назывался Тевтонским. Большой роли в Палестине этот орден не играл, так как сразу вмешался в европейские дела, а вскоре после падения Акры гроссмейстер ордена Герман Зальц вместе с рыцарями переправился в Венецию, где и основал свою резиденцию. Устройство ордена было следующее: во главе стоял гроссмейстер, при нем в качестве совещательного органа — орденский капитул; один раз в год собирался общий капитул ордена. Гроссмейстер имел пять помощников: великого комтура, заведовавшего финансами ордена, верховного маршала, верховного госпитальера, верховного гардеробмейстера и орденского казначея. Земли Тевтонского ордена были разделены на области, которыми управляли особые комтуры.
В это же время в Акре основана обитель чёрного духовенства, из которой возник военно-монашеский орден св. Фомы Акрского (в 1220-х годах). Принял на себя военные функции и госпиталь св. Лазаря для прокаженных, первое упоминание, о котором в источниках относится к 1142 году. Одной из первых акций, в которой, как нам известно, принимали участие члены этой организации, было сражение при Ла-Форбье в 1244 голу.
Дошедшие до нас источники не объясняют причин трансформации монашеских и благотворительных организаций в военно-монашеские ордена. Очевидно, пример был предоставлен тамплиерами, но непонятно, почему ему следовали. В некоторых случаях прослеживаются действия конкретных лиц: так, милитаризация общества св. Фомы Акрского может быть отнесена к инициативе епископа Винчестерского Питера де Роша, приехавшего на Восток в то время, когда обитель чёрного духовенства находилась в состоянии упадка. Но могли быть и другие причины. В частности, среди членов этих организаций (кроме св. Фомы Акрского) наверняка были люди, способные держать в руках оружие, и вполне возможно, что к ним обращались за военной помощью в связи с постоянным недостатком военной силы у поселенцев на Святой Земле.
КАРТА АКРЫ.
В XIII веке центром Иерусалимского королевства была Акра (Аккона). На карте нарисованной Матвеем Парижским, указаны здания принадлежавшие тамплиерам, госпитальерам, Тевтонскому ордену и орденам св. Фомы Акрского и св. Лазаря.
Военно-монашеские ордена возникли в Святой Земле, но очень скоро они распространили свою деятельность и на другие территории христианского мира. Первыми вступили в войну в Испании тамплиеры и госпитальеры. Вначале Пиренейский полуостров привлекал к себе внимание орденов как источник доходов и потенциальная возможность пополнить свои ряды, но в 1143 году граф барселонский уговорил тамплиеров принять участие в Реконкисте, а к середине XII века к ним присоединились и госпитальеры. А уже в третьей четверти XII столетия в Испании возникло несколько собственных военно-монашеских орденов. В Кастилии 1158 году был основан орден Калатравы, а в Леонском королевстве в 1170 году — орден Сантьяго-де-Компостела. Около 1173 года возник орден Монтегаудио, владения которого находились главным образом в Арагонском королевстве, а к 1176 в Португалии появилась организация, впоследствии ставшая орденом Авиш, а в Леонском королевстве был создан орден Сан-Хулиан-де-Перейро, предшественник ордена Алькантары. В 1170—1300 годах появились ордена Сан-Хорге-де-Альфама и Санта-Мария-де-Эспанья. Эти испанские ордена с самого начала были военными организациями, основанными по примеру орденов тамплиеров и госпитальеров. Но при попытке объяснить появление этих организаций необходимо принимать во внимание как надежды и планы их основателей и первых членов (основателем ордена Монтегаудио, к примеру, был разочаровавшийся член ордена Сантьяго), так и настроения испанских королей, покровительствовавших этим орденам. Христианские правители Испании, безусловно, надеялись таким образом заручиться основательной военной поддержкой как на суше, так и на море (Альфонс Х Кастильский всячески поддерживая орден Санта-Мария-де-Эспанья, надеясь на помощь мореходов в борьбе с мусульманами за контроль над Гибралтарским проливом). Следует также отметить, что орден Калатравы, появился после того как тамплиеры, которым ранее пожаловали замок Калатраву оказались неспособными его защищать. К тому же местные ордена не должны были посылать средства в Святую землю, а правители, покровительствуя, сразу нескольким военно-монашеским организациям могли контролировать ситуацию таким образом, чтобы ни один отдельный орден не стал слишком могущественным. На первых порах испанские правители даже надеялись использовать эти местные организации в борьбе со своими же христианскими соперниками, но ордена быстро распространились по всей территории полуострова и по отношению к конфликтам между христианскими королями заняли нейтральную позицию. Однако, несмотря на поддержку королей, не все испанские военно-монашеские ордена процветали. Орден Монтегаудио в 1188 году был вынужден слиться с орденом госпиталя Святого Искупителя в Теруэле, а в 1196 они влились в орден тамплиеров. Некоторые из братьев не смирились этим союзом и обосновались в Монфрагуэ на реке Тахо в Кастилии; позднее эта группа вошла в орден Калатравы. Эти перемены были обусловлены внутренними трудностями ордена Монтегаудио и группы Монфрагуэ. Объединение Санта-Мария-де-Эспанья с орденом Сантьяго-де-Компостела произошло после того, как последний понес огромные потери в сражении при Монклине в 1280 году. Другие же испанские ордена сохранились, но остались сугубо местными, испанскими организациями. Время от времени выдвигались предложения о распространении их действии на территории Северной Африки, Святой Земли и даже прибалтийских стран, но ни один из этих планов не был осуществлён.
В Центральной Европе, в отличие от Испании, тамплиеры и госпитальеры не были первыми военно-монашескими орденами, взявшими оружие за правое дело. В начале XIII века европейцы больше рассчитывали на новые, европейские военно-монашеские организации и на Тевтонский орден. Именно они сыграли главную роль в покорении Пруссии и Ливонии, которые были полностью разгромлены к концу XIII века. Орден меченосцев и Добринский орден были основаны для защиты миссионеров: первый возник в Ливонии в 1202 году при поддержке епископа Альберта, а второй — в Пруссии, вероятно в 1228 году, по инициативе епископа Прусского Христиана и польского князя Конрада Мазовецкого. В 1230-х годах обе эти организации вошли состав Тевтонского ордена.
Тевтонский орден впервые появился в Центральной Европе в 1211 году, когда венгерский король Андрей II предложил ему трансильванскую область Бурзу под условием защищать ее от набегов половцев. Тевтонским орден увидел в этом предложении возможность расширения своей деятельности в Европе, к чему он и стремился, так как в Святой Земле ордену приходилось постоянно соперничать с тамплиерами и госпитальерами. Но в 1225 году король Андрей отобрал у них эти земли, вероятно, испугавшись стремления Тевтонского ордена к полной самостоятельности. Примерно в это же время князь Мазовецкий Конрад предложил ордену Кульмскую землю с условием, чтобы рыцари защищали её от пруссов. Последовавшие переговоры, в которые включился и германский император Фридрих II, привели к созданию на территории Пруссии независимого государства под управлением Тевтонского ордена. Примерно к 1230 году орден стал весьма влиятельной организацией на территории Пруссии, а потом, объединившись с меченосцами, распространил свое влияние и на Ливонию.
После того как Тевтонский орден был изгнан из Венгрии и утвердился в Пруссии, венгерские и польские правители пытались искать помощи у других военно-монашеских организаций. В 1237 году Конрад Мазовецкий даже предпринял попытку возродить Добринский орден в замке Дрогичин на реке Буг, но успеха не добился. Тамплиеры же вскоре покинули польские земли, пожалованные им в 1250-е годы. Госпитальеры также отказались защищать Северинскую область, простиравшуюся от Трансильванских Альп до Дуная, которая была пожалована им в 1247 году венгерским королем Белой IV.
Бела IV надеялся на помощь госпитальеров в борьбе не только против язычников, но и против раскольников. И хотя венгерскому королю такая помощь оказана не была, тамплиеры, госпитальеры и рыцари Тевтонского ордена внесли свою лепту в защиту Латинской империи франков, созданной в 1204 году после четвертого крестового похода. В XIII веке крестовые походы все чаще направлялись против инакомыслящих внутри христианства, и потому неудивительно, что борьба с греками стала вполне подходящим делом для военно-монашеских орденов. Предпринимались также попытки использовать рыцарские ордена против еретиков, противников папы и других нарушителей спокойствия в Западной Европе. Папы неоднократно призывали военно-монашеские ордена к вмешательству во внутренние конфликты на Кипре и в Иерусалимском королевстве, а в 1267 году папа Климент IV предложил госпитальерам выступить на стороне Карла Анжуйского против последних Гогенштауфенов в Южной Италии. Были и попытки основать новые ордена на юге Франции для борьбы с ересями. Однако эти ордена просуществовали очень недолго, за исключением итальянского ордена Пресвятой Девы Марии, чей устав, утвержденный в 1261 году, вменял рыцарям в обязанность защиту веры и Церкви и подавление гражданских беспорядков. И всё же главной функцией военно-монашеских орденов в XII—XIII веках была борьба с не христианами на границах западного христианского мира.
КОНЮШНИ ОРДЕНА ТАМПЛИЕРОВ В ИЕРУСАЛИМЕ.
Когда штаб-квартира тамплиеров находилась около Соломонова храма, они пользовались подземными конюшнями на территории храма (так называемыми “конюшнями Соломона”). Пилигрим XII века Теодорик писал о “чудесном мастерстве”, с которым были построены эти конюшни, и уверял, что в них можно было разместить десять тысяч лошадей.
ПОЖАЛОВАНИЕ ЗАМКА УКЛЕС ОРДЕНУ САНТЬЯГО В 1174 ГОДУ
Эта миниатюра из картулярия (монастырской книги записей) ордена Сан-гьяго-де-Компостела изображает Альфонса VIII Кастильского и его жену Леонору в момент передачи замка магистру ордена, Педро Фернандесу. В 1170-х годах орден Сантьяго, основанный в Леонском королевстве, превратился в международную организацию.