С песней и мужем по жизни
Надежда Никитична Кадышева родилась в 1959 году в деревне Маклауш на стыке Самарской, Оренбургской областей и Татарстана. В 14 лет уехала в Подмосковье, в Лобню, где работала на хлопкопрядильной фабрике. В 1979 году поступила в музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова. Продолжила учебу в Институте им. Гнесиных. В 1988 году она уже солистка ансамбля "Золотое кольцо", основанного ее супругом Александром Костюком. Народная артистка России.
Вездесущий, как микроб, фотограф с наскока снял семейный дуэт в гримерной амфитеатра... Разговор наш случился тотчас же без затей и авансов-реверансов. Выстраивать интервью сегодня нет резона, за 10 лет прошлое не изменилось, а суть его передаю своими словами.
Надежде Кадышевой судьба подарила богатую коллизиями биографию. Иной раз кажется, что ловкий продюсер специально для артистической легенды придумал такие факты. Судите сами.
В большой дружной семье, кроме Надежды, росли еще 4 девочки. Все куклы в доме были в постоянных обновках: девочки научились от матери шить и вязать. И сами ходили, как куклы, - мать старалась. По вечерам устраивали домашние концерты, пели, а младшая, Любаша, любила танцевать на пальцах - воображала себя балериной на сцене Большого театра... С внезапной смертью матери все мечты оборвались... Десятилетнюю Надю и Любу определили в интернат, а отец вскорости женился, потому что одному мужчине девочек не поднять. Дальше все, как в старой сказке: в доме появилась чужая женщина - мачеха - и привела своих двоих детей. Позже, когда Надежда стала студенткой, ушел из жизни и отец. Короче, помочь ни словом, ни делом на земле больше некому было...
Через несколько десятков лет в Ульяновске после концерта в гримерную к известной певице Надежде Кадышевой зашла пожилая женщина. "Дочка, прости меня за все!" - только и сказала она. И артистка простила свою мачеху. Кстати, Надежда Кадышева всегда мачеху называла мамой. А простила не потому, что жизнь вдруг благополучно и сыто сложилась, а потому, что сама стала и женой, и матерью. Потому, что во всем чувствовала плечо мужа, композитора ее песен, которые поют по праздникам, где знают русское застолье и язык.
Только мало кто знает, что на сцене мужчина с баяном наперевес - это и есть супруг Надежды Кадышевой, художественный руководитель ансамбля "Золотое кольцо" и композитор Александр Костюк.
К нему-то корреспондент "СБ" накануне концерта в Минске и обратилась с вопросами.
- Александр Григорьевич, продолжим нашу беседу, состоявшуюся ни много ни мало 10 лет тому назад. Небось волнуетесь перед сольным концертом в Минске? Чай за границу едете...
- Белорусов очень люблю! И публика, как мне кажется, с трепетом относится к нашему коллективу, если судить по многократным выступлениям в Витебске на "Славянском базаре". И уж если вы - заграница, то все ж родня!
А вот гастролей за рубежом у нас действительно много. Мы были во всех "Диснейлендах" мира. А в Сан-Франциско, когда друзья из русской общины узнали, что мы с Надеждой живем невенчанные, то повели нас в православный храм. Владыка всеамериканский Антоний нас там и повенчал. Вся жизнь в пути...
- Тандем ваш плодотворный, ниша благодатная. Кадышева поет, а Костюк сочиняет. У нас ваша песня "Широка река" звучит повсюду: в маршрутке, по радио, на рынке. А шлягер "Напилася я пьяна..." звучит даже в клубах караоке. Вас никогда не огорчала ситуация, при которой вся слава достается солистке "Золотого кольца", а не вам, композитору? Некоторые ведь думают, что песни в исполнении Кадышевой народ придумал.
- Упаси меня, Боже, завидовать собственной жене! Однажды известный композитор Александр Морозов сказал, что никому, кроме Надежды, я не смогу писать песен. И он оказался прав. Когда я только задумываю некий вариант мелодии, то уже вижу ее движение на сцене, слышу тембр ее голоса... Иными словами, вижу и чувствую все, что на языке критиков называется характером только данного артиста. Это нормально, я же муж. И потом, Надежда ничего специального для приманки зрителя не готовит. Поет, что называется, от сердца, от души. Естественность и душевность, мне кажется, главный козырь на сцене, а зрителя сегодня на эстрадных "фишках" не проведешь. Как-то Ирина Аллегрова сказала, что для мужчин песни подобрать и исполнять легче, а вот женщин подкупить почти невозможно. А у нас, как вы знаете, репертуар женской лирики.
- Извините, но женская лирика питается от несчастной любви. Когда слышишь: "...чем же я не такая? Чем же лучше другая?" - то начинаешь жалеть себя до слез, вспоминаешь подружек подколодных. И ей-ей водки хочется! А у вас, между прочим, счастливый и единственный брак. Славный сын Гриша, который профессионально помогает вам строить шоу-бизнес предприятия "Золотое кольцо"... Наверняка и дача, и "Мерседес"...
- По-вашему получается, у нас не жизнь, а гжель с позолотой! Сразу же представляется квартира, увешанная деревянными ложками, а на столе бублики и самовар к ним, и мы в шоколаде... Но вы забыли, что ту самую женскую лирику от "правды жизни" Надежда с лихвой постигла в детстве. Почти 30 лет, с институтской скамьи, мы работаем в музыкальном коллективе! Точнее, пашем, как лошади. "Гнесинка", знаете ли, хорошая школа муштры на пути к славе. Когда я впервые увидел Надежду в институте, то она вообще в валенках была! Не все студенты ходили в финских сапогах. Всякое было. Однажды Надежда даже решила бросить петь ради маленького сына. Потому что предстояли длительные гастроли в Японии, а сына не с кем было оставить. И вот сидит наш сын на диване, как большой, заложил нога за ногу и серьезно так говорит: "Нет уж, мама, езжай-ка ты на гастроли. Раз уж начала петь, то не останавливайся". Вот мы и не останавливаемся, в нашем коллективе заняты 50 человек. Сейчас строим Театр песни и танца "Золотое кольцо" на Тимирязева, в центре Москвы. Деньги на старость не храним, а вкладываем в строительство. А насчет "Мерседеса" вы оказались правы.
- Неужто "шестисотый"?
- Точно! Только сейчас неудобно парковаться в Москве, пробки. Честно скажу, мы всегда были при машине, потому что зарабатывали со студенческих времен. А вот дачи никогда не было. Традиционных привычек, характерных для эстрадных артистов, мы так и не завели. Завтрак мне по-прежнему подает жена, даже если с утра у нее есть срочные дела. Пельмени лепит по настроению, зато вкусные.
- На различных тусовках поговаривали не только о фирменных пельменях, но и о вредных слабостях некоторых артистов...
- Бывало всякое. Из-за фуршетных последствий даже концерты отменяли... Пока однажды не решили для себя, что со всеми водки не выпьешь и всех песен не споешь. А для того, чтобы песня "строить и жить помогала", надо бесконечно держать себя в форме. Сейчас у нас в коллективе во время гастролей даже пива никто не выпьет! Точнее, выпить-то можно, но после этого вряд ли останешься работать в коллективе. Мы даже отменили традиционные поздравления в дни рождения, так как в ансамбле работает 50 человек. Представляете, какой праздник души получился бы, бесконечно переходящий в чей-нибудь день рождения? Сейчас с этим делом в коллективе строго.
- А в квартире Надежда Никитична тоже носит неземной красоты наряды: кокошник, расписные платки на плечах?
- Сценические наряды, вы правильно подметили, действительно неземной красоты. И очень может быть, что мы создадим и музей эстрадного костюма при нашем театре "Золотое кольцо", потому что накопилось нарядов прилично - более 50 единиц. А дома Надежда носит джинсы, брюки и свитера в основном итальянских дизайнеров. Она, как все современные женщины, старается оптимизировать свой быт. Верите?
- А то! Удачи вам!
(Интервью газете Советская Белоруссия №202 (22112), Суббота 23 октября 2004 года.)
Жизнь солистки ансамбля "Золотое кольцо" Надежды Кадышевой весьма напоминает сказку о Золушке. Как и там, были и злая мачеха, и тяжелый труд, и, конечно, прекрасный принц! Только вот если настоящие сказки заканчиваются свадьбой главных героев, то в нашей сказке в этот момент только и начинается самое интересное: а именно - СКАЗКА О "ЗОЛОТОМ КОЛЬЦЕ"!
Надежда Кадышева родилась на границе Оренбургской и Самарской областей - в деревне Горкино Ленинского района Татарской АССР. Ее отец был железнодорожным рабочим, а мать - домохозяйкой. Надежда - средняя из пяти сестер. Отец очень хотел сына (ведь в деревенском доме каждые мужские руки на счету), но в семье рождались одни девчонки. Когда Наде было 10 лет, в дом пришло несчастье - умерла мать. Младшей Надиной сестренке было в тот момент только девять месяцев. Конечно, имея на руках стольких маленьких детей, отец побыстрее постарался снова жениться. И в дом пришла мачеха, у которой было своих двое детей.
Сойтись с детьми мужа второй жене так и не удалось, и вскоре девочки стали покидать дом - старшие уехали в другой город к родне и устроились работать на завод, а Надя с младшей сестренкой попали в школу-интернат в соседнем городке. Фактически, это был детский дом: учеников там обеспечивали всем - казенной едой, одеждой. Сиротская жизнь была тяжелой, но Надежда как-то сразу сошлась с однокашниками и даже стала заводилой. Дело в том, что лишенные родительской ласки, эти дети быстро взрослели и неукоснительно соблюдали написанные интернатские законы справедливости - делиться всем со всеми, что оказалось близко нашей героине.
Именно здесь Надежда начала петь. Городские учителя сразу заметили неординарные способности девочки, и она стала солировать в хорах. Интересно, что Надежда частенько становилась победительницей не только в вокальных конкурсах, но и в конкурсах бальных танцев. И конечно, как у большинства девчонок ее возраста, у Надежды появилась мечта - стать артисткой.
Когда Надя заканчивала восьмой класс, навестить ее приехала старшая сестра, которая в то время работала на заводе в Подмосковье. Надежда как-то сразу решила, что поедет с ней и будет пробиваться в артистки. Руководитель местного хора, где она в то время пела, посоветовал ей прослушаться в музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова. И Надежда решила испытать судьбу.
Непривычная обстановка музыкального училища - поставленные оперные голоса, доносящиеся из классов, строгие педагоги, старинное здание - сразу выбили деревенскую девчонку из колеи. Вышла Надежда из класса и расплакалась - решила, что никогда ей в музыкальное училище не поступить. Но все-таки она попала на подготовительные курсы, поступить на которые было едва ли не сложнее, чем в само училище.
...Вот здесь-то и начались настоящие испытания для Надежды! Ей приходилось работать на хлопкопрядильной фабрике в Лобне и одновременно учиться на подготовительных курсах в Москве. С пяти утра она выходила на работу и целый день проводила у станка, а затем мчалась на всех парах в училище. Времени при таком режиме не хватало даже на то, чтобы причесаться - Надя так и прибегала к преподавателю с пухом во всклокоченной голове. Выспаться тоже хронически не успевала - на сон оставалось по 2-3 часа в сутки. Сейчас Надежда Кадышева со смехом вспоминает: "Что и говорить, работница я была не ах! Початок в руках, станок остановился, а я ничего не замечаю - пою, воображаю себя артисткой."
Зато вокалу Надежда училась с огромным желанием, и за год добилась того, чего многие не успевали и за три. Конечно, она без труда поступила на следующий год в училище и так, по собственному выражению, "вдарилась" в учебу, что даже ходила сдавать зачеты за своих подруг. От такого усердия однажды даже потеряла на три месяца голос. Но усиленные занятия не прошли даром. Надежда быстро обогнала своих более голосистых сокурсниц. Самое главное, голос Надежды приобрел совершенно неповторимый тембр и зазвучал необычайно ровно во всех регистрах, что очень ценится в вокале. Уже на третьем курсе Надежду Кадышеву пригласили работать в Москонцерт в квартет народной песни. Там она отработала восемь лет, успев за это время закончить Государственный институт имени Гнесиных.
Именно в Гнесинском институте свершился самый главный поворот в ее судьбе - встреча с Александром Костюком. Надежда вспоминает, что, увидев его в институтском коридоре, она сразу влюбилась в Сашу. Да и он обратил внимание на красивую девушку. Но долгих четыре года они никак не решались познакомиться. Надежда так сильно переживала, что из упитанной деревенской девчонки превратилась в тоненького заморыша. Она и до сих пор считает любовные страдания самым лучшим средством для похудания.
Наконец, в конце их учебы Александр решился на активные действия. Он подговорил их общую знакомую пригласить надежду на выдуманный день рождения. Там и произошло "случайное" знакомство Нади и Саши. Он повел себя весьма неожиданно - сразу предложил Надежде ехать к его родителям знакомиться. "Я так мечтала о Саше и представляла наше знакомство, что долго раздумывать не стала и сразу согласилась", - вспоминает Кадышева.
Вскоре сыграли свадьбу, а еще через год родился сын Гриша. Вот тогда Александр и предложил Надежде оставить работу в квартете Москонцерта и создавать собственный коллектив. "Я не размышляла ни минуты, ведь до этого мы с Сашей виделись редко - гастроли у него, у меня. Уже на следующий день я уволилась" - вспоминает Надежда.
Именно здесь и начинается новая сказка - СКАЗКА О "ЗОЛОТОМ КОЛЬЦЕ"!
>
Музыкальные способности у Александра Костюка проявились в самом раннем детстве. Уже года в три Саша забирался под стол и "играл" на венике как на балалайке. Родители - мать-преподаватель физики и математики и отец-инженер - сначала удивлялись, откуда у ребенка такая сильная тяга к музыке. Затем вспомнили, что дед мальчика по отцовской линии был дирижером самодеятельного оркестра, сам прекрасно играл на мандолине. Решено было, что музыкальные способности Саша унаследовал именно от него.
Семья Костюков вскоре после рождения сына переехала из Запорожья в Мелитополь - в большой дом Сашиных деда и бабушки. Поскольку хозяйство было большое, с самого детства строгий дед приучал мальчика к работе на земле. "В детстве это прошло как-то незаметно, и только сейчас я понимаю, что именно тогда я впитал привычку к постоянному труду", - вспоминает Александр.
Очень рано продемонстрировал Саша Костюк и способности организатора и руководителя художественного коллектива. Лет в пять-шесть он с друзьями бегал по дворам и колядовал. На те деньги, что дарили детям во время этих походов, были куплены игрушки для кукольного театра. Немного порепетировав, устроили спектакль для соседских детей. Вход, как и в любой театр, был платным - одна копейка. "Выручка" от представления составила весомую горстку копеек. Эту сумму Саша планировал пустить на развитие своего предприятия. Но коммерческое начинание сына в самом зачатке остановил отец, строго-настрого наказавший Саше раздать все деньги обратно.
Другое детское увлечение Саши - собаки. Мальчишкой он мечтал о собственном породистом псе, завести которого не позволяли родители. Тогда Костюк занялся дрессировкой всех дворовых "шариков", и они слушались его беспрекословно!
В пять лет Александр поступил в музыкальную школу. Вопрос на чем он будет играть не стоял - Саша сразу решил, что будет учиться на баяне. Ему купили маленький баянчик, и от счастья мальчишка не спал всю ночь - так и пролежал в обнимку с баяном. Учился музыке Саша с огромным желанием, хотя иногда, как все мальчишки, и жалел, что не хватает времени погонять в футбол. Зато по окончании музыкальной школы вопрос о том, какую профессию избрать, для Саши уже не стоял - он твердо решил, что делом жизни может стать только музыка.
По окончании Запорожского музыкального училища прямая дорога лежала в Киевскую консерваторию. И здесь в историю вмешался случай. Саша с родителями поехал в Москву покупать новый баян и решил просто ради интереса прослушаться в Гнесинский институт. Преподаватели порекомендовали Костюку поступать в Москву.
Именно в Гнесинке Саша встретил и свою будущую жену и солистку "Золотого кольца" Надежду Кадышеву. "Впервые я увидел ее - в валенках и халате - около общежитского лифта. И сразу влюбился", - вспоминает он. Но дальше взглядов у них дело не шло несколько лет. Сейчас Саша объясняет: "Я был воспитан в очень крепкой и дружной семье, и мне с детства внушали, что мужчина должен нести ответственность за любимую женщину. Поэтому я дожидался момента, когда закончу учебу и смогу полностью встать на ноги, создать семью". Только перед самым окончанием института Саша решил открыться Надежде в своих чувствах, и, долго не думая, сразу предложил ей ехать знакомиться с его родителями.
...Очень быстро Саша и Надя сыграли свадьбу. Праздновали дважды - сначала в Москве с институтскими друзьями, а потом у Саши на родине. Сейчас он со смехом вспоминает, как тяжело пришлось молодым на свадьбе в Мелитополе. Праздновали целых три дня, и все это время они развлекали гостей музыкой и пением. Посмотреть на "столичных артистов" сбежалось пол города.
Через год у них родился сын. Растили его в суровых артистических условиях. И Саша, и Надежда тогда уже гастролировали каждый в своем коллективе. С большим трудом им удавалось подгадывать так, чтобы гастроли не совпадали по времени - ведь кто-то должен был сидеть с маленьким сынишкой. Что и говорить, сами они виделись тогда нечасто. Возможно, желание почаще быть вместе стало одной из главных причин, по которой решено было создать семейный ансамбль.
Уже в студенческие годы Саша сотоварищи создали коллектив и подыгрывали на жалейках в самодеятельных хорах, в институтском хоре. Идея создания этого ансамбля родилась совершенно случайно. Коллектив собрался по случаю очередного новогоднего капустника в институтском общежитии. Этот сценический опыт оказался столь удачным, что друзья решили развить шуточное поначалу дело. Начали искать и собирать экзотические народные инструменты и дружно осваивать их.
По окончании Государственного музыкально института имени Гнесиных Александр Костюк с друзьями по ансамблю поехали работать в Смоленскую филармонию. Именно тогда он всерьез задумался о создании собственного коллектива.
..Стартовым капиталом для закупки инструментов, пошива костюмов и других артистических нужд послужили деньги, которые Сашины родители подарили на его свадьбу, а также то, что удалось заработать во время гастролей. Что и говорить, шаг был весьма рискованным - сумма по тем временам была приличная (можно было даже квартиру купить), а подобных коллективов колесило по российским городам и весям великое множество.
Тем не менее, отважная четверка во главе со своим руководителем начала активно репетировать, заниматься подбором репертуара. Первой большой удачей тогда еще безымянного Сашиного ансамбля стала гастрольная поездка по Германии. Работать пришлось на износ - чаще всего выступали в местном русском ресторане. Играть приходилось ночи напролет, а получали сущие гроши. Все-таки тогда им удалось собрать деньги на покупку хорошего синтезатора и других инструментов.
Именно во время той поездки ансамбль обрел свое название. Саша вспоминает, как они ехали на втором этаже автобуса по Берлину после очередного концерта и думали о том, что коллективу нужно имя. Саша предложил взять название "Золотое кольцо", что и было дружно всеми поддержано.
Как ни странно, "Золотое кольцо" сначала обрело широкую популярность заграницей. Русская народная музыка в те годы иностранцев интересовала гораздо больше, чем соотечественников. По иронии судьбы популярность "Золотого кольца" в России тоже началась с записей, попадавших к нам из Германии и Японии. И в 1994 году руководство студии "Союз" и предложило сотрудничество ансамблю "Золотое кольцо". Такой поворот событий очень обрадовал участников ансамбля - с самого начала они мечтали именно о признании на родине.
по материалам сайта http://www.zolotoe-koltco.ru/