Держава
Юля и грядущий дефолт
Экономические катаклизмы, которыми неизменно знаменовалось каждое премьерство Юлии Тимошенко, в этом году вполне могут перерасти в полноразмерную финансовую катастрофу, масштабы и последствия которой затмят череду азиатских дефолтов 1997—1998 гг. На это указывают основные индикаторы отечественной экономики, которые уже находятся в «красной зоне» и сигнализируют о близком крахе. Дефолт украинской финансовой системы станет закономерным итогом экономической политики «оранжевых». Ведь можно достаточно долго обманывать избирателей, но экономические законы не обманешь.
Фундамент банкротства
С первым приходом в премьерское кресло Юлии Владимировны экономическая политика в нашей стране приобрела резко «оранжевый» оттенок: с одной стороны, безудержный популизм и наращивание социальных выплат, а с другой — повальная приватизация и открытие границ. В стране становилось все сложнее заниматься производством и все проще — финансовыми спекуляциями.
Со вторым пришествием ЮВТ движение Украины к финансовой катастрофе ускорилось. На разрушительные действия правительства наложились общий политический кризис и кризис системы госуправления в стране, а также осложнившаяся ситуация в мировой экономике. Но мы ограничимся лишь анализом тенденций экономического развития Украины с начала 2005 г., которые дают веские основания говорить о скором банкротстве финансовой системы нашей страны.
Важным индикатором грядущего кризиса является дефицит торгового баланса Украины, свидетельствующий о том, что мы покупаем на международном рынке больше товаров, чем продаем.
Превышение импорта над экспортом наблюдается в украинской экономике уже четвертый год; предпосылки для этого были заложены правительством Юлии Тимошенко еще в 2005-м. Со дня своего первого назначения премьером ЮВТ повела курс на снижение импортных пошлин под соусом борьбы с коррупцией на таможне и подготовки отечественного законодательства к вступлению в ВТО. А после проведенной в том же году ревальвации гривни импортировать в Украину товары многих групп стало еще выгоднее. Последствия не заставили себя ждать: если еще в 2004-м наша страна продавала на международном рынке товаров на 3,66 млрд. долл. больше, чем покупала, то уже по результатам 2005-го дефицит торгового баланса составил 1,91 млрд. долл.
Последующим правительствам (Юрия Еханурова и Виктора Януковича), к сожалению, не удалось нейтрализовать эту тенденцию, и с возвращением Юлии Владимировны рост дефицита продолжился с новой силой. По результатам 2007-го Госкомстат зафиксировал рекордный его уровень — 11,42 млрд. долл., а в текущем году только по результатам января — мая превышение товарного импорта над экспортом составило 9,2 млрд. долл.
По мнению большинства отечественных экспертов, в 2008 г. внешнеторговый дефицит превысит прошлогодний. В частности, парламентский комитет по вопросам финансов и банковской деятельности, возглавляемый Николаем Азаровым, прогнозировал отрицательное внешнеторговое сальдо по итогам года около 20 млрд. долл. «Складывается более чем угрожающая тенденция для платежного баланса государства... Негативное сальдо может еще увеличиться из-за политики искусственного укрепления гривни, которое ведет к ограничению экспорта, а также одновременному поощрению импорта в Украину товаров», — говорится в пресс-релизе комитета (Интерфакс-Украина).
Итак, Украина покупает за рубежом товаров больше, чем продает. В связи с этим возникают два закономерных вопроса: что именно и за счет чего приобретается?
Сначала рассмотрим, на какие импортные товары потрачены деньги? Возможно, все не так уж и плохо — средства пошли на закупку оборудования для новых производств, значит, будут созданы рабочие места и налажен выпуск конкурентоспособной продукции? Может, в этом и заключается стратегия «украинского прорыва»: сегодня на взятые взаймы средства мы строим новые заводы и фабрики, инвестируем в инфраструктуру и технологии, а завтра покорим своими товарами весь мир?
К сожалению, анализ структуры украинского импорта свидетельствует об ином.
По данным Госкомстата, наиболее значительную долю в товарной структуре украинского импорта за 2007 г. составляют энергоносители — 26,3%, что соответствует 15,98 млрд. долл.; по сравнению с 2006-м эта сумма увеличилась на четверть. Впрочем, фактическая доля энергоносителей в структуре внешних закупок должна быть выше — ведь Украина закончила прошлый год с долгами за израсходованный газ, которые не попали в статистику 2007-го, но это тема для отдельной статьи. Отметим, что речь идет не только о газе, но и о нефтепродуктах. Показательный пример: если в 2004 г. Украина импортировала лишь 10% потребляемого бензина и дизтоплива, то в начале 2008-го доля импорта достигла уже около 50% всего украинского потребления и продолжает увеличиваться.
Вторая весьма значительная статья в структуре украинского импорта — автомобили. В прошлом году закуплено наземных транспортных средств (не считая железнодорожных) на 7,77 млрд. долл. (12,8% общего импорта). Значительную долю среди них составляет легковой автотранспорт. Госкомстат не выделяет его как отдельную группу товаров, но по данным аналитической группы Auto-Consulting, в 2007-м украинцы приобрели более 542 тыс. новых легковых автомобилей (91% общего объема продаж автотехники). В текущем году, по прогнозам, этот показатель достигнет 675—710 тыс. Очевидно, что с макроэкономической точки зрения речь в данном случае идет отнюдь не об инвестиционных товарах.
Товары, которые можно классифицировать как инвестиционные, относятся к группе «механическое оборудование», которая в 2007 г. в сумме составила 17,4% общего импорта (10,57 млрд. долл.). Однако эта группа в отечественной статистике неоднородна: в нее наряду, например, с промышленными станками или оборудованием для пищевой промышленности входят также телевизоры, DVD-проигрыватели и т. п., реализуемые через супермаркеты. Если сравнить приведенную выше цифру со статистикой прямых иностранных инвестиций в нефинансовый сектор за тот же год (3,6 млрд. долл.), то долю действительно инвестиционных товаров (оборудования и пр.) в украинском импорте можно оценить примерно в 5 млрд. долл.
Юля и грядущий дефолт
Из этого небольшого анализа следует вывод: значительный дефицит внешней торговли является сугубо потребительским, ни о каком инвестиционном буме и речи нет — налицо банальное «проедание» денег.
Перейдем ко второму вопросу: за счет чего же Украина покупает за рубежом товаров больше, чем продает?
Финансовая система страны остается на плаву благодаря положительному финансовому балансу — только за 2007 г. прирост иностранного капитала в экономике Украины составил 7,88 млрд. долл. За счет мощного входящего финансового потока общий платежный баланс (торговый + финансовый) остается положительным.
Эти цифры представляют собой предмет гордости политиков «оранжевого» лагеря и служат успокоительной таблеткой для многих отечественных экономистов. Ну как же, ведь привлечение иностранных инвестиций в экономику — краеугольный камень либерально-монетаристской парадигмы развития для стран третьего мира. Но за всей этой внушительной терминологией кроется тот малоприятный факт, что наша страна живет в долг.
Более того, достаточно повнимательнее присмотреться к структуре вошедшего в Украину финансового потока, чтобы разглядеть потенциальную (при этом более чем реальную) угрозу дефолта, который способен в клочья разорвать финансовую систему Украины.
Как сообщал Госкомстат, по итогам 2007 г. наибольший прирост иностранного капитала — 2,28 млрд. долл. — отмечен на предприятиях, занимающихся финансовой деятельностью, тогда как на предприятиях промышленности он составил 2,03 млрд. долл., на предприятиях, осуществляющих операции с недвижимостью, — 782 млн. долл., а в строительстве — 779,4 млн. долл. Отсюда очевидно преобладание финансового сектора и сферы услуг над промышленным производством. Такая ситуация чревата негативными последствиями: инвестиции в данные секторы фактически являются спекулятивными, и при первых же признаках падения рынка недвижимости или значительных проблем на украинском финансовом рынке эти деньги устремятся вовне из нашего государства, сокрушая отечественную финансовую систему.
Еще более серьезные опасения внушают объем и структура украинского внешнего долга. По данным Нацбанка, общий внешний долг по состоянию на 1 апреля 2008 г. достиг астрономической суммы — 92,49 млрд. долл. (см. соответствующий график), в которой краткосрочные долги (со сроком погашения менее 12 мес.) составляют почти треть — 26,3 млрд. долл. Таким образом, до конца года только по этой статье выплаты тела кредитов и процентов иностранным кредиторам будут равны примерно 21 млрд. долл.
Высокая доля краткосрочных долгов является значительной проблемой для Украины. В нынешней сложной ситуации для многих экономических субъектов едва ли не единственным способом погасить свои долги иностранцам оказывается рефинансирование, т. е. проведение новых заимствований. Но в связи с мировым кризисом ликвидности и ухудшением кредитного рейтинга Украины украинским банкам и корпорациям все сложнее привлекать иностранные займы для погашения старых кредитов. К тому же новые займы предоставляются, как правило, на худших условиях — с более высокими процентными ставками и на меньший срок. При этом косвенно ограничиваются возможности субъектов экономики обслуживать уже взятые кредиты, возникает потребность в новых заимствованиях для погашения старых — и в результате увеличивается доля краткосрочных долгов в структуре украинского внешнего долга.
Формируется замкнутый круг, своеобразная долговая пирамида, которая уже в ближайшее время может обрушиться и погрести под своими обломками всю экономику Украины.
Подливает масла в огонь и правительство: для привлечения иностранных денег Кабмин ЮВТ старается максимально либерализовать условия для деятельности транснациональных компаний (ТНК), одновременно ухудшая ситуацию для национальных производителей. Яркий пример — скоропалительное вступление в ВТО на кабальных, невыгодных для Украины условиях повлекло за собой резкое увеличение импорта товаров, усугубив и без того сложное положение национальной промышленности и сельскохозяйственного производства. Вкупе с беспорядочным потребительским кредитованием, направляемым в основном на потребление иностранных товаров, это приводит к еще большему росту импорта и ухудшению внешнеторгового баланса страны, а соответственно и к росту внешнего долга.
Все это демонстрирует ущербность экономической модели, построенной в Украине. Фактически страна живет в долг; субъекты экономики для выплаты старых кредитов вынуждены брать новые. Аналогичная ситуация, сложившаяся не так давно в странах Юго-Восточной Азии (ЮВА), привела к плачевным результатам. Но некоторые отечественные политики и экономисты, по-видимому, не извлекли урок из этого печального опыта.
Повторение пройденного
Чтобы представить, с чем столкнется экономика Украины, возможно, уже в ближайшие месяцы, вспомним события 11-летней давности в ЮВА. Речь идет о т. н. азиатском кризисе 1997—1998 гг., в результате которого произошла резкая девальвация национальных валют Таиланда, Малайзии, Индонезии, Филиппин, Сингапура и Южной Кореи.
Экономическая ситуация в странах Ассоциации государств ЮВА (АСЕАН) в преддверии кризиса в некоторых аспектах напоминала нынешнее состояние дел в нашей стране. Страны этого региона в конце 90-х создали у себя достаточно ущербные экономические модели, характерными чертами которых были ультралиберальный монетаризм, приоритет финансовых услуг над производством, безудержное потребление западных кредитов и привязка национальных валют к доллару.
Развитие «восточноазиатских экономических тигров» шло в основном за счет внешних финансовых инвестиций, привлекательных для иностранных капиталов благодаря высоким процентным ставкам. Входящий финансовый поток переводился в банальное потребление, страны набирали все больше и больше бытовых потребительских кредитов (что наблюдается ныне и у нас). На этих деньгах происходило интенсивное «надувание пузырей» в некоторых секторах экономики (здесь можно провести аналогию с имеющим спекулятивный характер удорожанием земли и недвижимости в Киеве).
Толчком для азиатского кризиса стало повышение процентных ставок в США и рост курса доллара, в результате чего государствам АСЕАН пришлось пропорционально поднять собственные процентные ставки (и без того достаточно высокие), чтобы сохранить приток иностранных инвестиций. Это привело к росту национальных валют этих стран, а возросшие процентные ставки по кредитным обязательствам стали своеобразной приманкой для финансовых спекулянтов со всего мира.
Первым объектом атак среди валют стран ЮВА стала национальная валюта Таиланда — бат. В феврале—марте 1997 г. международные валютные спекулянты массово заключили огромное количество валютных контрактов по покупке тайских батов за американские доллары с годовым сроком погашения на общую сумму 15 млрд. долл. За этим вскоре последовала финансовая атака: в мае на валютный рынок Таиланда обрушился шквал заявок на продажу батов и покупку долларов. Центробанк Таиланда, истратив на поддержание бата значительную часть своих резервов, объявил о введении свободного курса тайской валюты. Бат начал стремительно падать, и к январю 1998 г. курс достиг 56 батов за доллар (вместо 25—26 в начале года). Это был тяжелейший удар для экономики страны, резко упали котировки акций на бирже и цены на недвижимость. Высокий уровень задолженности тайских компаний стал причиной массовых банкротств.
В считанные дни кризис переметнулся на другие страны ЮВА. К концу июля началось обвальное падение валюты в Малайзии; курс ринггита упал в полтора раза (с 2,5 до 3,8 ринггита за доллар) со всеми вытекающими последствиями.
В августе кризис охватил Индонезию. К концу года курс национальной валюты упал катастрофически: с 2,5 тыс. до 7 тыс. рупий за доллар. Вследствие галопирующей инфляции и стремительного роста цен, в т. ч. на основные продукты питания, в стране начались массовые беспорядки, во время которых в одной только столице погибло более 500 человек.
Южная Корея поначалу оставалась в стороне от кризиса благодаря ориентации национальной экономики на полезное производство при одновременной государственной опеке национальных производственно-финансовых корпораций. Но мощный промышленный сектор экономики как раз и привлекал международных финансовых хищников, жаждущих обанкротить и дешево скупить национальные активы. Финансовая атака была реализована в виде резкого вывода иностранных капиталов из экономики страны. Началось падение южнокорейской воны — ее курс снизился с 800—900 до 1500—1600 вон за доллар.
Кто же выиграл от банкротства «азиатских тигров»? Ответ лежит на поверхности. В результате финансовой атаки национальные активы пострадавших от кризиса стран Азии обесценились в несколько раз, и крупнейшие ТНК за бесценок поглотили целые отрасли их экономик. Яркий пример, близкий украинцам, — поглощение американским концерном General Motors корейской Daewoo Motor.
«Якось воно буде»?
В экономике сегодняшней Украины слишком много черт, напоминающих экономику «азиатских тигров» в преддверии кризиса, и это не может не тревожить. Стараниями «оранжевых» в нашей стране реализована ущербная модель фиктивного экономического роста, которая базируется на вливании иностранного капитала, а не на достижениях реальной экономики и росте производительности. Кроме того, правительством ЮВТ проведен практически полный цикл подготовки финансовой системы Украины к дефолту по образцу стран ЮВА 1997 года.
Во-первых, аналогично экономикам стран ЮВА, под мантры о «притоке иностранных инвестиций» Украина довела размер валового внешнего долга до уровня, превышающего критическую черту, — он едва ли не трижды перекрывает имеющиеся валютные резервы НБУ.
Во-вторых, в стране была создана обстановка, способствующая использованию иностранных займов не столько не в интересах развития национальной промышленности, сколько на потребление иностранных же товаров. Вместе с резкой либерализацией условий поступления импорта на отечественный рынок (при подготовке к вступлению в ВТО) это привело к стремительному росту ввоза товаров и ускоряющемуся ухудшению внешнеторгового баланса.
Возможно, в других условиях такая ситуация в экономике продолжалась бы достаточно долгое время, и Украина, пользуясь благоприятной конъюнктурой на внешних рынках, а также заделами эпохи Кучмы, пребывала бы в блаженном состоянии фиктивного кредитного «роста». Но ситуация в мировых финансах изменилась, начался кризис ликвидности. И вот для обеспечения притока иностранных денег правительство Тимошенко повторило фатальную ошибку вышеупомянутых стран ЮВА. Речь идет о т. н. «ревальвации гривни». Теперь расплата за кредитный пир близка, и традиционная формула «якось воно буде» уже не действует.
Украинские монетарные власти, следуя по пятам «азиатских тигров» образца 1997-го, привлекают иностранный капитал, увеличивая доходность в нацвалюте. Разница лишь в том, что в странах ЮВА поднимались процентные ставки в национальных валютах, а украинцы изобрели собственное «ноу-хау». В контексте «борьбы с инфляцией» Нацбанк проводит курс на «рыночную» ревальвацию гривни к доллару, а правительство рекламирует детище министра финансов — сжатие гривневой ликвидности (изъятие части финансовых средств из оборота). Результат этих шагов аналогичен азиатскому — доходность краткосрочных спекулятивных операций на украинском финансовом рынке растет, что, безусловно, стимулирует приток иностранного капитала.
Но привлечение дополнительных зарубежных инвестиций с помощью таких неестественных инструментов чревато очень тяжелыми последствиями для экономики. Прежде всего «благодаря» ревальвации гривни наша страна уже стала приманкой для спекулятивных денег со всего мира, а украинские экспортеры несут убытки. В свою очередь, сжатие ликвидности ухудшает условия для получения кредитов отечественными предприятиями. Таким образом, местное производство сокращается из-за увеличения издержек, связанных с удорожанием заимствований.
В итоге на украинском финансовом рынке растет критическая масса спекулятивных денег, в любой момент готовых ринуться вовне из страны, но в то же время уменьшается реальный сектор национальной экономики и сокращаются экспортные возможности. А это еще больше ухудшает структуру внешнего долга и увеличивает негативное сальдо платежного баланса.
Макроэкономический анализ ситуации в Украине и в мировых финансах говорит о том, что развязка, по всей вероятности, наступит уже в ближайшие месяцы. Десять лет назад преддефолтное состояние в Азии, как уже отмечалось, переросло в полномасштабную экономическую катастрофу после начала цикла повышения процентных ставок в США, что вызвало массированный отток спекулятивных капиталов из стран ЮВА и как следствие — обвал национальных валют.
Особенность текущей ситуации в мировых финансах в том, что очередной цикл повышения процентных ставок в Соединенных Штатах должен вот-вот начаться. Хотя Федеральная резервная система (ФРС) США на своем последнем заседании 5 августа оставила ключевую процентную ставку без изменений — на уровне 2%, большинство аналитиков считают высоковероятным повышение ставок до уровня 2,25% уже осенью. Так, в заявлении ФРС по результатам последнего заседания говорится о «повышательных рисках для инфляции», которые вызывают значительное беспокойство наряду с «понижательными рисками для экономического роста» (http: //www.finam.ru/about/newsitem31849/default.asp). В переводе на общепонятный язык это означает, что при первой же возможности для борьбы с инфляцией монетарные власти США начнут цикл повышения ставок, а возможно, даже прибегнут к более радикальному средству — изъятию части долларовой массы с рынка.
По идее подобные перспективы должны бы лишить сна украинское правительство и монетарные власти, поскольку очередной цикл повышения учетной ставки ФРС и удорожания доллара повлечет за собой массовый исход капиталов (в первую очередь спекулятивных) с нашего рынка. Прибавим к этому негативный внешнеторговый баланс страны, а также необходимость выплаты внешних займов субъектами экономики. Положение усугубится удорожанием заимствований, а значит, правительству, банкам и компаниям будет все сложнее рефинансировать свои долги, т. е. делать новые заимствования, чтобы рассчитаться со старыми кредитами. Это станет толчком к разрушению украинской долговой пирамиды.
Сценарий для страны
Из нашего краткого анализа современной экономической ситуации в Украине видно, что баланс складывается не в пользу нашей страны. Это подтверждается следующими приблизительными подсчетами: против валютных резервов НБУ (37,91 млрд. долл. по состоянию на июль) играют более 20 млрд. долл. выплат иностранным кредиторам только по краткосрочным обязательствам, к ним прибавим такую же сумму прогнозируемого внешнеторгового дефицита, плюс вывод спекулятивных иностранных инвестиций с украинского рынка после начала паники составит как минимум 10 млрд. долл.
Картина, которая при таком раскладе вырисовывается в Украине к концу года, обескураживает. Итак, после начала цикла роста учетных ставок в США весь спекулятивный иностранный капитал устремится вовне из Украины. И уже примерно в декабре НБУ может столкнуться с «азиатским дежавю» — массовыми заявками от нерезидентов, а также украинских банков и компаний на продажу гривни и покупку валюты, что вызовет необходимость валютных интервенций из резервов Нацбанка и падение курса гривни. Ситуацию усугубит возможное дальнейшее снижение кредитных рейтингов Украины, которое станет внешней причиной возникновения проблем в банковском секторе, вплоть до приостановки некоторыми банками выдачи денег вкладчикам и даже банкротства нескольких банков.
Дальнейшим витком разворачивания кризиса станет паника среди населения, связанная с проблемами в банковском секторе и повышением курса доллара на валютном рынке. Люди начнут массово снимать свои вклады в банках и конвертировать их в наличную валюту, что приведет к дальнейшему падению курса гривни на наличном рынке, которое будет стремительно набирать скорость, перерастая в обвал.
На фоне финансовой неразберихи продолжится вывод иностранных и отечественных капиталов из Украины; объем заявок на продажу гривни и покупку валюты многократно перекроет наличные валютные резервы Нацбанка. Потратив большую часть своих валютных резервов на попытки стабилизировать ситуацию, НБУ окажется перед дилеммой: заявить о невозможности выполнить свои внешние обязательства, т. е. объявить дефолт с автоматической девальвацией гривни в несколько раз, или же, не дожидаясь пика паники, провести резкое снижение курса гривни (в 2—3 раза).
Любой из этих вариантов будет означать полное банкротство и окончательную катастрофу для украинской экономики. Коллапс банков и девальвация национальной валюты потянут за собой массовые банкротства предприятий и остановку деловой активности. Компании начнут увольнять сотрудников, а срыв выполнения контрактов вызовет повальный кризис неплатежей. Страна погрузится в многолетнюю депрессию, сравнимую с началом 90-х годов.
Особенно болезненно воспримет дефолт население. Значительная часть украинских домохозяйств, имея огромные долги перед банками и столкнувшись с резким падением доходов, фактически станут банкротами. Это повлечет за собой катастрофическое падение жизненного уровня и новую волну трудовой миграции, в первую очередь в Россию. На фоне экономического кризиса Украина столкнется с массовым оттоком рабочей силы, что породит инфраструктурный и производственный коллапс. В связи с этим большинство предприятий, остановивших работу, уже не смогут подняться через несколько лет.
Начнется также массовое разрушение инфраструктуры ЖКХ. Учитывая, что к тому времени все значимые национальные активы за 10—20% рыночной стоимости (практически за символическую цену) перейдут под контроль иностранных собственников, государство останется без ресурсов, необходимых для обеспечения восстановления экономики и возобновления сколько-нибудь приемлемого роста.
Таким образом, постепенно Украина превратится в зону гуманитарного бедствия — с разрушенной промышленностью и инфраструктурой, минимумом трудоспособного населения, сверхвысоким уровнем преступности и нулевыми шансами на возрождение.
Украина-2009: конец истории?
Логичным результатом экономической катастрофы в Украине станет ее распад и прекращение существования как независимого государства, однако это — тема для отдельного разговора.
Но основная проблема нашей страны заключается даже не в грядущих экономических катаклизмах, а в отсутствии понимания реальной ситуации у большинства отечественных субъектов политической и экономической жизни, в использовании искаженной «картины мира» для принятия решений — как в обыденной жизни простых граждан, так и в госуправлении, среди украинских политиков и даже в экспертной среде. Эта проблема не нова; она представляет собой результат действия механизмов манипуляции общественным сознанием, описанных известным российским публицистом Сергеем Кара-Мурзой.
Хочется верить, что хотя бы перед лицом экономической катастрофы украинцы прозреют, увидят мир в истинном свете и осознают настоящие цели «оранжево-бело-сердечных» манипуляторов. Жаль только, что за это прозрение всем нам придется заплатить слишком высокую цену.