Для исследователя Хуана Карлоса Легидо в его книге " Восточный берег танго ", танго - это « ... истинное явление, которому возможно не требуются многих слов, чтобы его объяснить. Потому что оно исходит из сердец людей, которые прикоснулись к простой и первозданной текстуре его мелодии».
Мнение Астора Пьяцоллы не добавляет ничего нового, а наоборот вызывает полемику, так как он решился сказать, что " Кумпарсита " было самым худшим изо всех танго, « ... ужасно бедное во всем мире... ».
Изначально это был марш, сочиненный молодым студентом архитектором Герардо Эрнан Матос Родригесом в конце 1915 начале 1916, для участников карнавала, который был организован Федерацией Студентов Уругвая. Существовали противоречивые мнения относительно даты появления этого танго. Внучатая племянница композитора утверждала, что это был 1917 год и что первым записал танго оркестр Алонсо-Минотто. Но Гектор Лопес и Энрике Бинда напечатали статью в " Тетрадях распространения танго " № 16, в которой они говорят, что карнавал, для которого была написана «Кумпарсита» был в 1916, что в конце того же года появилась запись Фирпо. В скором времени, возможно, в начале 1917, ее записали Маглио и, только в конце 1917 года – Алонсо-Минотто.
Историк Гектор Эрнье (в журнале Танго № 23) окончательно вносит ясность в этот вопрос. Он говорит, что первая партитура этого танго издана в Монтевидео в доме Ариста и Лену в 1916 году и в следующем году в Breyer Hermanos в Буэнос-Айресе.
Сейчас никто не сомневается в том, что оркестр Роберто Фирпо был первым, кто исполнил " Кумпарситу" публично. В апреле 1916 года, юноша Матос Родригес, при посредничестве друга показал свою музыку директору и пианисту Роберто Фирпо, который в то время руководил оркестром в кафе " Флюгер", сердце тангерос (любителей танго) города Монтевидео (столицы Восточной Республики Уругвай). Маэстро согласился играть «Кумпарситу», но сначала сделал новую версию. Согласно самому Фирпо, танго имело как гармоническую характеристику, только первую часть, и что он вставил одно из своих танго "La gaucha Manuela" , а также добавил часть оперы "Miserere" Джузеппе Верди. Таким образом, музыку " Кумпарситы "написали Матос Родригес, Фрипо и Верди. Фрипо предложил Матос Родригесу подписать танго как соавторам, но тот отказался, так как был несовершеннолетним. Несколько месяцев спустя, благодаря этому обстоятельству, несмотря на то, что издательство Breyer Hermanos купило права на работу молодого автора, он их вернул себе.
В 1924, "Кумпарсита" была забыта. Но Паскуаль Контурси и Энрике Педро Марони без разрешения композитора написали стихи и дали новое имя: " Если бы ты знала". Это вызвало гнев Матос Родригеса, он подал в суд, который закончился в 1948 году. Эта новая версия была представлена в популярной комической пьесе актером Хуаном Феррари 6 июня 1924, а позже ее записал Гардель в том же году в Буэнос-Айресе и через четыре года в Барселоне.
В 1926 композитор поместил другие слова и вынудил издательство опубликовать их официально. Этот вариант записал в 1930 году тенор Тито Счипа. Через много лет Анхел Варгас с оркестром Анхел Дагостино сделал тоже самое 2 ноября 1945.
Канаро комментирует, что через некоторое время после премьеры "Кумпарситы", он исполнял её со своим оркестром, но она имела мимолетный успех: « Но любопытно, что со временем она повторно появилась в репертуарах, ее вновь исполняли модные оркестры, были сделаны новые записи дисков, ее стал петь Гардель, как один из своих излюбленных номеров. Так началась новая эра для вдохновленного танго, которое подтвердило свою популярность и свой успех, и достигло распространения и удивительного преобладания над остальными танго своей эпохи, являясь событием без прецедентов, которое все еще держат на полном апогее, включенное в перечень всех типичных оркестров. Оно внушило уважение к себе в Париже, а также в самых важных центрах Европы и Америки.» Так, например: шесть версий Дарьенцо записанные между 1928 и 1971 годами, выделяется самая ритмическая и успешная зарегистрированная 10 декабря 1963; Пьяцолла, несмотря на оскорбление «Кумпарситы», он записал ее четыре раза, первая версия не вышла в продажу с его оркестром типичным в 1946. Вторая, диск T.K. 78 rpm в 1951. Третья в 1957 со струнным оркестром для печати Music Hall. Последняя, в 1967 году, с большим оркестром для печати Polydor. Альберто Мансьоне сделал, великолепную запись (13 июня 1952), которая была награждена в Токио как самая лучшая версия этого танго. Это произошло благодаря распространению записей через пиратские диски в Японии, Мансьоне ничего не знал.
"Кумпарсита" также пришла в кино. В 1947 премьера фильма Антонио Монплета, с именем популярного танго, со звездным участием Уго дель Карриль. В конце концов, это произведение такое специальное из-за своего эффектного распространения, несравнимое с остальными танго, выдающееся инструментальное, с простой внешностью, но которое содержит захватывающую и красивую мелодию.